Политический анекдот

Политический анекдот, один из ключевых жанров политического фольклора ХХ в., начал активно изучаться отечественными фольклористами лишь в 1980–1990-е гг. До этого времени в Советском Союзе исследования в области анекдота вообще и политического анекдота в частности были под негласным идеологическим запретом. Публикации текстов и научные работы об анекдотах выходили преимущественно за границей и выполнялись эмигрантами или зарубежными славистами1 (обзор зарубежных работ по анекдотам см. в [Архипова 2001]). В годы Перестройки, когда барьеры цензуры ослабли, политические анекдоты пережили всплеск общественной популярности, вплоть до того, что их тексты и статьи о них публиковались в таких изданиях как «Литературная газета» [Бахтин 1989а] и «Правда» [Бахтин 1989б]. Политические анекдоты не только выходили в периодической печати, но и издавались в виде небольших сборников. Наибольшей популярностью у широкой общественности пользовались «антисоветские анекдоты», которые традиционно группировались в блоки по эпохам правления политических лидеров. Тенденция понимать под политическими анекдотами, прежде всего, тексты «антисоветского» характера сохранилась до наших дней, однако, как справедливо заметил А.Ф. Белоусов, «антисоветские анекдоты вовсе не исчерпывают собой политических анекдотов советской эпохи» [Белоусов 2003: 586]. По его определению, политические анекдоты «посвящены правителям и государственному строю, господствующей идеологии, важнейшим событиям, самым характерным ситуациям и коллизиям общественной жизни. <…> Анекдоты подобного рода существуют при любом строе, существовали они и в царской России» [Там же: 584]. К сожалению, большая часть исследований, посвященных отечественному политическому анекдоту, базируется исключительно на советском материале [Yurchak 1997; Oring 2004; Dmitriev 2006; Davies 2007]. Иногда постсоветские политические анекдоты бегло рассматриваются в такого рода работах в качестве своеобразного дополнения [Graham 2003; Adams 2005; Лебедински 2007], обычно занимая там маргинальное место. Отдельных исследований, посвященных современным политическим анекдотам на постсоветском пространстве, пока очень мало: среди них следует выделить труды фольклористки Л. Лайнесте об эстонских политических анекдотах [Лайнесте 2007; Laineste 2008], многочисленные небольшие статьи С.Ю. Добринской и А.Н. Сперанской [Добринская, Сперанская 2002; Добринская 2003; Добринская, Сперанская 2004; Добринская 2005], а также работы разных авторов об анекдотах про Путина [Mustajoki 2006; Архипова 2009]. Впрочем, проблема не только в том, что современный политический анекдот редко становится объектом научного рассмотрения (в конце концов, дореволюционные политические анекдоты изучались еще реже). Гораздо важнее, что в этих немногочисленных работах о современном политическом анекдоте практически не учитываются те радикальные изменения, которые произошли с анекдотами и их бытованием за последние два десятилетия. В этом отношении кажется методологически неверным рассматривать как равноправные части единой традиции анекдоты времен застоя про Брежнева и современные анекдоты про Путина. Разумеется, при их сравнении можно найти и черты преемственности, и общие мотивы. Однако необходимо осознавать, что по формам бытования эти анекдотические циклы серьезнейшим образом различаются, причем дело тут не только в цензуре или отсутствии оной.

Таким образом, исследование трансформаций, которым подвергается политический анекдот, как при новом политическом режиме, так и в новых социокультурных обстоятельствах, может помочь понять некоторые закономерности развития и специфику бытования фольклора в современном российском обществе, где роль медийных каналов распространения информации значительно выше, чем в советское время.

Часть 1. Судьбы анекдота в России

Когда речь заходит о политическом антисоветском фольклоре, наибольшее внимание исследователей привлекают два самых популярных жанра: анекдот и частушка. За исполнение контрреволюционных частушек и рассказывание антисоветских анекдотов в годы сталинских репрессий были арестованы десятки тысяч людей. И частушка, и анекдот являются произведениями «малой формы», оба жанра в той или иной степени относятся к устной смеховой культуре, объединяет их и то, что они часто возникают в качестве ответной реакции на то или иное событие. Вместе с тем, частушки бытовали преимущественно среди крестьян и, отчасти, рабочих, в то время как рассказывание анекдотов обычно было характерно скорее для городской интеллигенции.

Принципиально различным было и отношение власти к этим жанрам. Политическая частушка еще в годы революции выполняла функцию «оружия идеологической борьбы», причем пользовались этим оружием все стороны противостояния (подробнее см. [Недзельский 1924; Недзельский 2007]). Впоследствии власти будут всячески поощрять сочинение колхозниками просоветских частушек [Фольклор России 1994]; во второй половине 1930-х гг. количество публикаций «колхозных частушек» на актуальные политические темы приобретает небывалые масштабы; а в 1934 г. на экраны Советского Союза выходит музыкальный фильм Игоря Савченко «Гармонь», в красках изображающий идеологическую борьбу в области музыкального фольклора, где комсомольцы с помощью гармони и частушек успешно противостоят кулакам, вооруженным гитарой и слезливыми мещанскими романсами. Высокий статус частушки как «народной поэзии» продержится все годы советской власти: произведения этого жанра будут многократно публиковаться, активно изучаться фольклористами и пропагандироваться культурно-массовыми работниками.

Совсем иначе в Советском Союзе сложилась судьба анекдота. Несмотря на огромную популярность анекдотов в среде городской интеллигенции, о которой можно судить по многочисленным мемуарным свидетельствам, этот жанр до середины 1980-х гг. находился под негласным запретом. Судя по имеющейся информации, попытки сделать анекдот «идеологическим оружием» советской власти не предпринимались, эту функцию успешно выполняли сатирические фельетоны и карикатуры. Анекдоты (причем не только политические) почти не публиковались и совершенно не изучались советскими исследователями. Показательно, что даже в библиографическом указателе «Русский фольклор. 1981–1985», вышедшем в 1993 г., раздел «Анекдоты» отсутствует.

Ситуация радикально изменилась в годы Перестройки, когда анекдот (в том числе политический) внезапно оказался одним из самых общественно значимых жанров современного фольклора. В это время происходит очень важное изменение формы бытования жанра — анекдот начинает функционировать и распространяться в печатном виде [Graham 2003: 205–209]. Благодаря ослаблению цензуры, анекдот проникает на страницы газет и журналов, в то же время огромной популярностью пользуются тоненькие тематические сборники анекдотов, которые печатаются в мелких кооперативных издательствах, а затем продаются частными торговцами в переходах метро, в электричках, на улицах с лотков. Для советского политического анекдота печатная форма бытования особенно непривычна, прежде такие анекдоты на территории СССР распространялись только устно, так как письменная или печатная фиксация антисоветского фольклора грозила тому, кто ее осуществляет, самыми печальными последствиями. Политические анекдоты могли быть опубликованы только за рубежом, в эмигрантской прессе.

В 1990-е гг. популярность сборников анекдотов постепенно идет на спад. В это время публикации анекдотов в периодической печати начинают приобретать систематический характер, многие массовые газеты начинают обзаводиться регулярными рубриками с названиями вроде «Горячая пятерка анекдотов» или «Анекдоты недели». Именно тогда появляются первые радиои телепередачи, посвященные анекдотам, например, программа «Белый попугай» (1993–2002; до 1997 г. ее ведущим был Юрий Никулин), таким образом, анекдоты начинаются использоваться в индустрии развлечений.

Во второй половине 1990-х гг. начинается еще один важный этап в трансформации бытования анекдотов — они проникают в Интернет, где быстро обретают огромную популярность. Судьбы анекдота в русскоязычном сегменте всемирной сети хорошо прослеживаются на материале истории сайта Anekdot.Ru, самого популярного ресурса, посвященного этому жанру. Первая версия сайта появляется в ноябре 1995 г.: немногочисленным в ту пору пользователям Интернета предлагается присылать для размещения на сайте анекдоты, которые они знают. В январе 1997 г. на сайте открыто голосование за новые анекдоты, по результатам которого определяются списки анекдотов дня, месяца, года. В марте 1997 г. на сайте начинается учет статистики посещений, по результатам которого выясняется, что Anekdot.Ru является самым посещаемым сайтом Рунета. Лидирующие позиции проект будет удерживать до конца 1999 г., после чего его популярность медленно пойдет на спад. По состоянию на начало 2010 г., проект уже не входит даже в пятерку самых посещаемых сайтов в категории «Развлечения» каталога Rambler Топ100, однако до сих пор его посещает более 20 тыс. человек в день и более 500 тыс. человек в месяц.

В 2000-е гг. Интернет и периодическая печать окончательно становятся основной средой бытования современного анекдота. При этом устное бытование жанра отходит на второй план: анекдот теперь не рассказывают, а читают (ну или в лучшем случае пересказывают прочитанное); однако ключевым оказывается бытование в Интернете — именно оттуда обычно берут анекдоты журналисты для своих публикаций.

Параллельно анекдот окончательно утверждается в качестве одного из элементов индустрии юмора: продолжают издаваться сборники анекдотов, появляются новые передачи, посвященные этому жанру, наконец, формируется круг «анекдотчиков-звезд», шоуменов, имеющих статус мастеров по рассказыванию анекдотов. Первым признанным «анекдотчиком» был знаменитый актер и клоун Юрий Никулин; еще с 1985 г. в различных изданиях (первоначально — в журнале «Огонек») публиковались небольшие подборки анекдотов, имевшие общее брендовое название «Анекдоты от Никулина»; под тем же названием впоследствии вышла серия книг. Чуть позднее эта модель использовалась для серии сборников анекдотов, подготовленных известным шоуменом, телеи радиоведущим Романом Трахтенбергом («Тонна анекдотов от Трахтенберга»). По той же схеме готовились и книги менее известных мастеров анекдота («Озорные еврейские анекдоты от Лензона», «Анекдоты от Доценко», «Петросмешки, или Анекдоты от Евгения Петросяна», «Анекдоты от Альфа» и т.п.)1.

Политический анекдот в постсоветский период также претерпел значительные трансформации, большинство из которых напрямую связано с вышеописанным изменением бытования анекдота вообще. Как и остальные виды этого жанра, он преимущественно ушел из устного бытования в Интернет и периодическую печать (на материале анекдотов про Путина А.С. Архипова отмечает повышенную частотность их публикаций в региональных газетах [Архипова 2009: 182]). При этом, по субъективным наблюдениям, удельная масса политических анекдотов несколько сократилась по сравнению с советским временем. Впрочем, в некотором отношении политический анекдот продемонстрировал устойчивость: как и прежде, он преимущественно посвящен «правителям и государственному строю, господствующей идеологии», которые и становятся предметом осмеяния. Однако если в СССР политические анекдоты, главным образом, имели антисоветский характер, то теперь основными героями сатиры становятся представители новой демократической власти: президенты, члены правительства, партийные лидеры, депутаты, чиновники.

Вышеизложенная схема истории развития анекдота в советское и постсоветское время имеет самый общий характер и нуждается в корректировках и уточнениях. Однако для нас она станет отправной точкой для исследования механизмов функционирования современных политических анекдотов, которые мы постараемся подробно разобрать на материале любопытнейшего PR-проекта «Анекдоты от Зюганова», созданного Коммунистической партией Российской Федерации (КПРФ) в 2007 г.

Часть 2. Зюганов как «анекдотчик»

Широкая общественность впервые услышала про «Анекдоты от Зюганова» в марте 2007 г., когда среди журналистов был распространен пресс-релиз, в котором сообщалось, что 29 марта в Издательском Доме «Комсомольская правда» состоится пресс-конференция лидера КПРФ Геннадия Зюганова на тему «Ко Дню смеха — 100 анекдотов от Зюганова» («Политические партии в преддверии выборов — неформальный взгляд лидера КПРФ»). Текст пресс-релиза был выдержан в непривычно игривом стиле, хотя и содержал скрытую цитату из И.В. Сталина: «Лидер партии КПРФ, экс-капитан команды КВН физмата Геннадий Зюганов выпустил новую книжку “100 анекдотов от Зюганова”. В течение часа Геннадий Андреевич намерен “травить” анекдоты, забыв про привычную риторику. Жить станет лучше и, конечно же, веселее!» [Цит. по: Брифинг 2007].

Необычная пресс-конференция, очевидным образом приуроченная к Дню смеха (1 апреля), вызвала повышенный интерес журналистов. Их ожидания в полной мере оправдались: лидер коммунистов действительно много шутил, рассказывал анекдоты, дарил всем желающим свою новую книгу и общался с ряженым медведем, который ходил по залу и мял в лапах буденовку1. Столь неординарное событие не осталось незамеченным: в федеральных газетах были опубликованы статьи про презентацию2, а несколько телеканалов показали в новостных передачах репортажи об этом событии

Хотя в самой книге «100 анекдотов от Зюганова» причины, побудившие автора ее написать, нигде четко не указаны4, всем участникам пресс-конференции было очевидно, что это событие стало одним из этапов агитационной кампании КПРФ перед выборами в Государственную Думу, которые были запланированы на 2 декабря 2007 г. Эксперты прогнозировали, что безоговорочным триумфатором на выборах станет партия «Единая Россия», поэтому КПРФ, чья популярность среди избирателей неуклонно снижалась, остро нуждалась в необычных и ярких пиар-акциях, которые помогли бы улучшить ситуацию и привлечь СМИ, уделявшие коммунистам слишком мало внимания. Издание книги анекдотов, автором которой значился партийный лидер Г.А. Зюганов, оказалось удачным предвыборным ходом, а «привязка» к информационному поводу — Дню смеха — помогла обеспечить дополнительное внимание журналистов. Вероятно, автором идеи был Александр Ющенко, личный пресс-секретарь Г.А. Зюганова и руководитель прессслужбы ЦК КПРФ, который указан как составитель сборника. Ему же принадлежит небольшое предисловие, где сообщается, как создавалась книга: во время утомительных агитационных поездок по стране Г.А. Зюганов развлекал своих соратников смешными анекдотами, а сам А. Ющенко старательно записывал их в блокнот1. Эта история использовалась и при оформлении одного из вариантов обложки сборника (см. илл. 1).

1 Любопытно, что в пресс-службе КПРФ журналистам рассказывали совсем другую версию создания сборника. Вот что писали об этом журналисты газеты «Московский комсомолец»: «Как рассказали “МК” в пресс-службе КПРФ, идея выпустить сборник анекдотов появилась у Зюганова около года назад. Все это время главный коммунист страны старательно пополнял свою коллекцию, записывая наиболее понравившиеся образцы устного народного творчества» [Галимова 2007].

а также про нечестные выборы; во втором разделе главным образом представлены анекдоты про Путина и Буша; третий раздел посвящен деятельности «реформаторов» (больше всего там анекдотов про Чубайса) и «новым русским»/олигархам; четвертый раздел не имеет четко выраженной тематики, но политические анекдоты встречаются и там. Сборник «100 анекдотов от Зюганова» использовался не только для того, чтобы привлечь внимание журналистов на прессконференции. Партийные активисты на местах раздавали его потенциальным избирателям в качестве «агитационного материала», несколько раз во время встреч с избирателями Г.А. Зюганов дарил книги со своим автографом всем желающим. Кроме того, небольшие подборки анекдотов из сборника регулярно публиковались в партийных агитационных газетах в рубрике «Анекдоты от Зюганова» (см. илл. 2). Наконец, на официальном партийном сайте KPRF.Ru в разделе КПРФ-ТВ было размещено несколько видеороликов с общим заглавием «Новый анекдот от Зюганова» . Данное название исчерпывающим образом описывало содержание роликов: в каждом из них партийный лидер российских коммунистов, глядя в камеру, рассказывал анекдот, иногда добавляя несколько слов от себя в качестве морализаторского вывода.

Проект «Анекдоты от Зюганова» наглядно демонстрирует, как радикально изменилось бытование политического анекдота со времен Советского Союза. Хотя составители сборника эксплуатируют протестный потенциал жанра, для которого основным объектом осмеяния являются правители и другие представители власти, в целом данная пиар-акция основывается на использовании новых механизмов трансляции фольклорных текстов. Политические «анекдоты от Зюганова» не нужно шепотом рассказывать на кухне, их можно спокойно читать в книге или газете, слушать по радио или смотреть в новостях по телевидению.

Рассмотрим, какие формы бытования современных анекдотов использует проект. Формат тоненькой книжки с большим количеством карикатур однозначно отсылает к традиции издания сборников анекдотов, выпускающихся с конца 1980-х гг. По модели широко распространенных газетных публикаций «горячих пятерок анекдотов» осуществляется издание подборок текстов из книги в партийной прессе. Название сборника «100 анекдотов от Зюганова» использует традицию выпуска именных серий «Анекдотов от…» и автоматически ставит генерального секретаря КПРФ в один ряд с известными мастерами юмора1. Наконец, видеоролики, в которых Зюганов рассказывает анекдот, являются очевидной попыткой использовать формат «вирусного видео», активно используемого в современном маркетинге.

Вирусное видео — это смешные и/или необычные видеоролики, созданные специально для того, чтобы привлечь внимание интернет-пользователей и заставить их по собственному желанию распространять ссылки на них среди своих друзей. Таким образом, удается проводить недорогие, но эффективные рекламные кампании, ведь удачное вирусное видео смотрят и пересылают друг другу миллионы людей по всему миру. Вероятно, авторы роликов на сайте KPRF.Ru также рассчитывали, что пользователи Сети начнут активно распространять ссылки на видео, где лидер Коммунистической партии РФ рассказывает анекдоты, однако широкого хождения эти ролики не имели. Вскоре новое видео с анекдотами перестало появляться на сайте, казалось, что этот удачный проект исчерпал себя. Однако главный скандал с «анекдотами от Зюганова» был еще впереди.

23 октября 2007 г., когда до выборов в Государственную Думу оставалось чуть больше месяца, в почтовые ящики жителей верхней зоны Академгородка в Новосибирске были разложены бесплатные агитационные газеты «За народную власть!», изготовленные по заказу Новосибирского областного отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации». На следующий день председателю территориальной избирательной комиссии по Советскому району Новосибирска было направлено официальное письмо из Управления по Новосибирской области Федеральной службы безопасности России. Автор письма сообщал, что «в результате ОРМ по линии защиты конституционного строя установлен факт незаконной агитационной деятельности со стороны представителей НОО КПРФ. <…> Публикации в газете “За народную власть!” целиком посвящены компрометации политических партий “ЛДПР”, “Справедливая Россия”, “Единая Россия”. <…> Кроме этого на последней странице опубликованы анекдоты “от Зюганова”, в которых в некорректной форме упомянуты “Единая Россия”, “Справедливая Россия” и президент РФ Путин В.В.» [Цит. по: Попов 2007].

Бдительные сотрудники новосибирского управления ФСБ, сами того не ведая, сделали роскошный предвыборный подарок КПРФ. Властные структуры демократического государства пытаются объявить вне закона политические анекдоты про Президента, которые печатают коммунисты, — громкий скандал был неизбежен. Через неделю после описываемых событий сам Г.А. Зюганов, желая закрепить успех, отправил директору Федеральной службы безопасности РФ Н.П. Патрушеву ироничное письмо по поводу данного инцидента, где, среди прочего, указывал, что сборник «Анекдоты от Зюганова» вызвал положительные эмоции у самого В.В. Путина: «Направляю Вам экземпляр этой книги с надеждой, что чувство юмора в Вашей службе остается на высоком уровне, что и Вы, и Ваши коллеги прочитаете “Анекдоты от Зюганова” с улыбкой. В случае, если будет принято решение о проведении в структурах ФСБ читательской конференции, с удовольствием приму в ней участие. Кстати, эта книга уже вручена мною Президенту В.В. Путину и нашла у него хорошее и веселое понимание» [Пресс-служба 2007]. Общественная реакция на скандал с «Анекдотами от Зюганова» оказалась крайне бурной. Телекомпании активно освещали эту историю в новостных программах, статьи про противостояние коммунистов и ФСБ публиковались в газетах и журналах. Вне сомнения скандал привлек повышенное внимание к Коммунистической партии РФ и стал для нее отличной бесплатной рекламой перед выборами.

В своих комментариях эксперты почти всегда проводили параллель между действиями новосибирского управления ФСБ и уголовным преследованием «анекдотчиков» в СССР, что ставило партию власти и ее лидеров в крайне невыгодное положение. Ситуация осложнялась тем, что упомянутый «в некорректной форме» в анекдотах от Зюганова «президент РФ Путин В.В.» в свое время работал в органах государственной безопасности, и это косвенно работало на версию о преемственности гонений на «анекдотчиков».

Пресс-служба КПРФ стремилась извлечь максимум выгоды из получившегося скандала, внимательно отслеживая все яркие высказывания на эту тему. Так, на сайте КПРФ был размещен видеоролик с репортажем РенТВ о скандале вокруг «Анекдотов от Зюганова», а также перевод статьи английского журналиста Шона Уокера из газеты “Independent”1, недвусмысленно намекавшей на связь между Путиным, КГБ и ФСБ: «Сибирской город Новосибирск на своей шкуре почувствовал, какую опасность таит свобода слова. ФСБ начала расследование в связи с публикацией агитационной брошюры КПРФ, в которой содержатся шутки о президенте Владимире Путине. <…> Вряд ли Россия вернется в 1930-е годы, когда “троцкистские шутки” могли привести к фатальным последствиям, но в отношении подшучивания над Путиным осторожность и в самом деле не помешает. Ранее в этом году одна региональная газета уже попала в переделку, когда на первой полосе опубликовала коллаж с изображением Путина в нацистской униформе в образе советского двойного агента» [Цит. по: Английская «Индепендент» 2007]2. Перепечатка статьи была проиллюстрирована карикатурой, изображавшей сотрудников ФСБ, которые не могут вести расследование дела об «Анекдотах от Зюганова» из-за того, что читают эту книгу и четыре дня подряд смеются (см. илл. 3). Большую обеспокоенность по поводу этой истории выразили и российские правозащитники. 1 ноября 2007 г. на сайте «Права человека в России» (HRO.Org) была опубликована статья Андрея Блинушова с характерным названием «Новые дела “анекдотчиков”?». В ней кратко излагалась суть скандала, связанного с «Анекдотами от Зюганова», а затем в большом подразделе «Дела “анекдотчиков”: как это было» читателю предлагалось вспомнить, чем заканчивалось упоминание «в некорректной форме» советских лидеров в политических анекдотах 1930-х гг.1 К этой статье также прилагалась карикатура, красноречиво изображающая взаимоотношения сотрудника ФСБ и несчастного анекдотчика (см. илл. 4).

Подводя итоги скандала вокруг «Анекдотов от Зюганова», можно констатировать, что он оказался очень полезен для предвыборной кампании КПРФ. За месяц до выборов он привлек большое внимание к самой партии и к ее лидеру, получил мощнейшее освещение в СМИ; причем даже издания, мало симпатизирующие российским коммунистам, на этот раз выступили в их защиту. В свою очередь президент В.В. Путин, ФСБ и партия «Единая Россия» оказались в невыигрышном положении: российские избиратели отрицательно отнеслись к идее запрета политических анекдотов, а невольные ассоциации с преследованиями анекдотчиков органами НКВД при Сталине значительно подпортили имидж власти как в России, так и за рубежом.

Создавая проект «Анекдоты от Зюганова», Коммунистическая партия РФ ставила перед собой сразу несколько целей. Вопервых, с помощью политических анекдотов осуществлялась критика действующей власти и партий-конкурентов. Во-вторых, был опробован новый тип агитационных материалов: сборники анекдотов неизменно вызывали у избирателей больший интерес, чем партийные газеты и брошюры. В-третьих, была произведена попытка использовать для агитации фольклорную трансмиссию: в идеале избиратель, прочитавший смешной «анекдот от Зюганова», должен начать рассказывать его своим знакомым, запуская цепочку естественной передачи фольклорных текстов «из уст в уста»; при этом транслируются не только сами анекдоты, но и идеи осмеяния власти, заложенные в них. В-четвертых, на материале видеороликов с Зюгановым, рассказывающим анекдоты, отрабатывались новые медийные технологии идеологической пропаганды, основанные на идее вирусного маркетинга. Наконец, нельзя не отметить, что «Анекдоты от Зюганова» способствовали улучшению имиджа самого лидера коммунистов, прежде имевшего репутацию человека серьезного и скучного

Известно, что хорошее чувство юмора способствует успешному развитию политической карьеры (см. об этом: [Cohick et al. 2007]). Партийный лидер, который, «забыв про привычную риторику», охотно «травит» анекдоты, особенно выигрышно смотрелся по сравнению с представителями власти, устроившими скандал вокруг «Анекдотов от Зюганова» и продемонстрировавшими общественности, что они «шуток не понимают». Практически все указанные цели были коммунистами успешно достигнуты, проблемы возникли лишь с использованием формата «вирусного видео».

Обращение КПРФ к политическим анекдотам (которые в массовом сознании до сих пор ассоциируется, прежде всего, с антисоветскими анекдотами) может на первый взгляд показаться парадоксальным, однако его нельзя назвать случайным. С одной стороны, современные коммунисты, находящиеся в оппозиции к действующей власти, используют протестный потенциал политического анекдота, характерный для этого жанра. С другой стороны, для КПРФ вообще характерно обращение к фольклору при работе с избирателями. Не случайно на прессконференции, посвященной выходу «Анекдотов от Зюганова», солист национального оркестра народных инструментов им. Н.П. Осипова, народный артист России Василий Овсянников исполнял журналистам классику песенного фольклора «Вдоль по Питерской» и «Раз прислал мне барин чаю», а Г.А. Зюганов в своем выступлении признался в любви к русской народной песне

Основным социальным слоем, поддерживающим российских коммунистов, являются пенсионеры, у многих из них само слово «фольклор» вызывает вереницу приятных воспоминаний о советской эпохе, когда «народное искусство» высоко ценилось и поддерживалось государством. В такой системе координат «высокодуховная» народная песня прошлого противостоит «бездуховной» попсе настоящего.

Современные российские коммунисты учитывают это обстоятельство и активно используют любовь своих избирателей к фольклору: организуют конкурсы политических частушек2 и устраивают концерты фольклорных коллективов на партийных мероприятиях. В этом отношении показательна статья немецкого журналиста Нильса Креймайера (Nils Kreimeier) в газете “Financial Times Deutschland” с неожиданным названием «Фольклорист советской эпохи», где описывается, как в 2008 г. в концертном зале «Измайлово» праздновался 15-летний юбилей КПРФ: «“Мы повысим пенсии в пять раз, — гремит голос Зюганова, неуклюжего мужчины с редкой растительностью на голове. — Если мы национализируем природные ресурсы России, мы сможем в три раза увеличить бюджет государства”. Дальше все продолжается в том же духе. Каждое высказывание кандидата в президенты России сопровождается восторженными криками. В завершении его выступления публика встает и хлопает в ладоши. Вечер в московском концертном зале “Измайлово” для Зюганова — игра на своем поле. Празднуется 15-летний юбилей основания Коммунистической партии Российской Федерации. Выступают фольклорные группы в разноцветных народных костюмах, хор военных и ансамбль матросов. Глаза зрителей, преимущественно пожилого возраста, блестят. Все это немножко напоминает телевизионное шоу “Blauen Bock” (“Голубой козел”) немецкого телеканала АРД» [Фольклорист советской эпохи 2008].

До настоящего времени речь шла лишь об истории проекта «Анекдоты от Зюганова» и его культурных связях, но почти ни слова не говорилось о самих анекдотах, которые публиковались под этим названием. Теперь самое время подробнее остановиться на том, что собой представляют эти тексты, как они устроены и какое отношение имеют к традициям советского и постсоветского политического анекдота.

Часть 3. Cracking Zuganov’s Jokes

29 марта 2007 г. на пресс-конференции, посвященной выходу книги «Анекдоты от Зюганова», руководитель пресс-центра газеты «Комсомольская правда», политический обозреватель Наталья Андрущенко спросила Г.А. Зюганова: «А есть анекдоты, придуманные вами? Это устное народное творчество? Авторство-то объявляйте». Вместо лидера российских коммунистов ответил его пресс-секретарь Александр Ющенко: «Авторство — это народ». «Это понятно, — сказала Н. Андрущенко, — Ну а лично от Геннадия Андреевича есть какие-нибудь?» [Цит. по стенограмме пресс-конференции: К 1 апреля — «красные» анекдоты 2007]. Вопрос об авторстве современных политических анекдотов, неожиданно поднятый на пресс-конференции, не так прост, как кажется на первый взгляд. То, что одной из отличительных черт фольклора является коллективность и анонимность, знает любой студент-филолог; в этом смысле логично, что автором «анекдотов от Зюганова» объявляется не сам Геннадий Андреевич, а «народ». С другой стороны, тексты фольклора (особенно современного городского) вполне могут иметь конкретного автора, при определении степени их «фольклорности» более значимой оказывается форма их бытования, а не авторство.

Политический анекдот можно отнести к фольклорным жанрам, где вопрос об авторстве стоит особо остро. Не случайно героями политических анекдотов могут становиться исторические персонажи, которые их сочиняют. Самым известным «сочинителем» политических анекдотов считался троцкист Карл Радек (1885–1939), которому приписываются многие анекдоты и шутки о Сталине1 [Graham 2003: 52; Крикманн 2004: 27–28].

Обнаружить сочинителей анекдотов стремятся и авторы статьи «Анекдот» в популярной сетевой энциклопедии Wikipedia.Org, где дополнять и править текст словарной статьи может любой желающий. В особом подразделе «Авторские анекдоты» генезис жанра описывается следующим образом: «На самом деле авторские анекдоты все, и это очевидно. Но с уверенностью определить авторство можно лишь некоторых. Часто анекдотом становится чья-нибудь удачная шутка, которую кто-то захочет повторить и передать друзьям» [Анекдот].

В последние годы расхожее представление о том, что все анекдоты «кто-то сочинил», поддерживается спецификой бытования анекдота в интернет-среде. Создатель сайта Anekdot.Ru Дмитрий Вернер в статье об истории проекта рассказывает, что первоначально им публиковались «только “традиционные” анекдоты — не имеющие авторства, прошедшие обкатку устным пересказом», однако когда основной корпус традиционных анекдотов был исчерпан, в ход пошли «сочиненные анекдоты», которые присылали пользователи: «В основном это “попытки анекдотов”. Далеко не все из них станут настоящими, разойдутся по свету, уйдут в фольклор. Но автор имеет возможность немедленно запустить свое детище “в люди”, увидеть реакцию широкой аудитории» [Вернер 2003]. В настоящее время «сочиненные анекдоты» занимают значительное место среди новых публикаций анекдотов в Сети. Некоторые «сочинители» таких анекдотов пытаются указать авторство, помещая после текст значок копирайта «(с)» и свое имя/никнейм. Когда читатель такого анекдота решает «перепостить» текст себе в блог или на сайт, хорошим тоном считается сохранить указание копирайта. Таким образом, бытование «авторских анекдотов» является в Сети вполне обычным явлением, хотя анекдотов «без копирайта» и здесь значительно больше.

Вопрос об авторстве «Анекдотов от Зюганова» имеет дополнительную остроту из-за того, что этот предвыборный проект создавался пресс-службой КПРФ с вполне определенными политическими целями. Учитывая отмеченное выше расхождение двух версий создания сборника (по одной, анекдоты в течение года собирал сам Зюганов; по другой, он их рассказывал, а тексты записывал его пресс-секретарь Александр Ющенко), можно было бы предположить, что данная книга имеет косвенное отношение к фольклорному репертуару лидера российских коммунистов, будучи результатом работы профессиональных политтехнологов.

О.Н. Щенникова в статье «Неформальная коммуникация в политике» сообщает, что «в настоящее время политический анекдот активно и успешно используется как политтехнология в ходе избирательных кампаний и осуществления повседневной деятельности государственных органов власти» [Щенникова 2008: 208]. Не имеем ли мы дело именно с таким случаем? Как создавался сборник «Анекдоты от Зюганова»? Быть может, «составитель сборника» Александр Ющенко не записывал за Зюгановым анекдоты во время предвыборных поездок, а просто составил тематическую подборку по материалам Интернета? Или вовсе сочинил эти тексты сам, стремясь в форме анекдота обличить политических противников партии?

Как бы ни обстояло дело, для исследователя современного политического анекдота любой вариант представляет значительный интерес. Бытование «сочиненных» авторских анекдотов в современной культуре является объективной данностью. Даже если «анекдоты от Зюганова» созданы профессиональными политтехнологами специально к выборам, интересно рассмотреть, по каким законам конструируются эти тексты, а также проследить, что с ними случается в дальнейшем: уходят ли они «в народ», а если уходят, то что с ними там происходит. Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо провести текстологический анализ анекдотов из сборника, пытаясь определить их происхождение. Так как практически все активно бытующие в современной российской культуре сюжеты анекдотов так или иначе представлены в Интернете, именно поиск соответствий «анекдотов от Зюганова» в Сети будет одним из главных инструментов, позволяющих, условно говоря, оценить их «аутентичность» (базовые принципы текстологического анализа фольклора в Интернете описаны нами в [Алексеевский 2009]). Абсолютная идентичность текста из сборника «Анекдотов от Зюганова» с текстом на тот же сюжет из Интернета свидетельствует о прямом заимствовании (в ту или иную сторону), в то время как расхождения потребуют дополнительного рассмотрения. Так или иначе, текстологический анализ сборника поможет получить более точный ответ на вопрос политического обозревателя Натальи Андрущенко об авторстве «Анекдотов от Зюганова».

Впрочем, еще до начала этой работы имеет смысл воспользоваться подсказкой, которую заботливо предоставила прессслужба КПРФ. Журналистам газеты «Московский комсомолец» она сообщила, что Г.А. Зюганов не только собирал анекдоты «народного авторства», но и «параллельно придумывал анекдоты сам»: «Генсек похвастался журналистам, что анекдоты про выхухоль сочинял он лично» [Галиманова 2007]. Именно с рассмотрения цикла анекдотов про этого зверька мы и начнем наш анализ.

Повышенный интерес Г.А. Зюганова и его соратников к выхухоли (илл. 6) требует небольшого комментария. Напомним, что в декабре 2007 г. главными конкурентами КПРФ на выборах была не только «Единая Россия» (получившая в итоге 63,4% голосов) и ЛДПР (8,1%), но и возглавляемая Сергеем Мироновым партия «Справедливая Россия». Многие эксперты считали «Справедливую Россию» прокремлевским клоном КПРФ, партией, собранной специально для того, чтобы отобрать часть голосов избирателей у коммунистов. По итогам выборов КПРФ получила 11,5% голосов, в то время как «Справедливая Россия» набрала 7,7% и также прошла в Думу. Таким образом, во время предвыборной кампании 2007 г. «Единая Россия» и «Справедливая Россия» были основными соперниками КПРФ в борьбе за избирателя, что заметно и по сборнику «Анекдоты от Зюганова». В разделе «Не выборы, а анекдот» главным героем большинства текстов является Медведь, партийный символ «Единой России», однако в нескольких сюжетах с ним соседствует Выхухоль, которая в тот момент считалась неофициальным символом «Справедливой России».

Сложная история взаимоотношений партии Сергея Миронова и выхухоли описана в статье Раиса Сабитова «Метафизика рекламы “Партии жизни”» (2003), размещенной на сайте Compromat.Ru. По сведениям автора, когда в начале 2003 г. создавалась «Российская партия жизни», возглавляемая Сергеем Мироновым, для ее раскрутки перед парламентскими выборами решено было использовать «семиотическую рекламу». Команда специалистов по политтехнологиям (важное место в которой занимал семиолог, доктор филологических наук В.П. Руднев1, автор книг «Морфология реальности», «Винни Пух и философия обыденного языка», «Энциклопедический словарь русской культуры XX века») решила, что партия быстро запомнится избирателям, если организует движение в защиту русских выхухолей: «На выхухоль выбор пал потому, что, по мнению тех самых семиологов, именно это слово способствует максимальной цитируемости — уж больно много оно ассоциаций рождает. В итоге о том, что Партия жизни борется за жизнь выхухоли, в период летнего политического затишья говорили все, кому не лень. В РПЖ отчаянно потирали руки, радуясь каждому такому упоминанию» [Сабитов 2003].

Сложно определить, помогла ли выхухоль «Российской партии жизни» во время предвыборной кампании2, однако ассоциативная связь между Сергеем Мироновым и выхухолью оказалась невероятно устойчивой. Хотя впоследствии председатель Совета Федерации многократно открещивался от этого проекта3, утверждая, что Российская партия жизни «никогда не намеревалась заняться спасением выхухоли»4, его идейные противники постоянно вспоминали про этого зверька, когда речь шла о политической деятельности Сергея Миронова и его партии (сперва — Российской партии жизни, позднее — партии «Справедливая Россия»)

Вероятнее всего, выбирая неофициальный символ для Российской партии жизни, политтехнологи вдохновлялись не только богатыми «ассоциациями», которые порождает слово «выхухоль», но и традицией его использования в языковой игре, в том числе в анекдотах. Расширенный поиск по ключевому слову «выхухоль» среди анекдотов, размещенных на ресурсе Anekdot.Ru2, дает 330 текстов, многие из которых являются вариантами одного сюжета. Практически во всех полученных таким образом анекдотах про выхухоль юмористический эффект построен на неблагозвучности ее имени, располагающей к языковой игре: Студенты вывели новый вид выхухоли — у нее по жилам вместо крови течет алкоголь. Ее зовут бухухоль. А наркоманы из соседнего дома вывели пыхухоль. (11.10.1997) От Советского информбюро: Вчера советскими мичуринцами были выведены две новые разновидности животных. Теперь семейство выхухолей включает в себя три вида: ВЫХУХОЛЬ, НАХУХОЛЬ и ПОХУХОЛЬ! (23.07.1999)

Встречаются три зверька и начинают знакомиться. (1) –Я выхухоль. (2) –А я Нахухоль !! (1) –???????? (2) –А потому я Нахухоль, что сажаю на хуй таких выхухолей как ты !!! (хуяк,и посадил) (3) –А я Похухоль !!! (1) –(испуганно) Как это??? (3) –(глядя на бедную выхухоль, корчащуюся на хуе Похухоли ) А мне похуй то, что с выхухолями Нахухоль делает !!! (17.11.1999) Приходит молодая выхухоль к сове и спрашивает: –Ты мудрая, сова, это все знают! А я сирота, некому меня жизни учить. Вот научи как нам с мужем ребеночка завести? Сова и говорит: –Ты, выхухоль, возьми своего похухоля захухоль положи его нахухоль вот и родишь тогда выхухоль! (20.03.2004)

Утро. Ежик с похмелья стоя у норы тихо говорит: Вы-ы-вы-хухоличка! Выбегает выхухоль и радосно: Что тебе ежик? Ежик: Дай рубль опохмелится. Завтра верну. Выхухоль отдает рубль. Вечером. Пьяный ежик громко орет: Х@@ня! Х@@ня! Х@@ня!!! Выхухоль грустно думая: Утром Выхухоль.... а вечером х@@ня!!! (29.08.1999)

Последний анекдот является редким вариантом самого распространенного анекдота про выхухоль, более известного в следующих двух вариантах (более длинный имеет дополнительную реплику): Идет пьяный ежик по лесу, видит дырка, в смысле нора, в земле, наклоняется и так прищуриваясь хитро говорит: —Хуйня, е-ей, хуйня-аа, хуйня, ну, выходи, хуйня… Слышится шорох, вылазит маленький зверек и говорит обиженным голосом: —Ну сколько раз повторять, выхухоль я, выхухоль... (02.01.1999) Идет медведь по лесу и споткнулся о нору. Разворачивается и орет в нору " Эй *уйня " тишина, опять " Эй *уйня" опять тишина, рассердился и начил шарить лапой в норе. Вытаскивает от туда кокогото зверька и говорит —Ну ты чего *уйня —Я не *уйня , Я выхухоль —Ну вот буду Я всякую *уйню на Вы называть (07.12.1999)

Варианты анекдота с этим сюжетом в сумме составляют более 70 % всех анекдотов с упоминанием выхухоли, размещенных на сайте Anekdot.Ru. Пик популярности анекдота в Сети приходится на 1997–1999 гг., когда его многочисленные варианты появляются на Anekdot.Ru по несколько раз в месяц. В качестве ответной реакции на многократно повторяемый анекдот «с бородой» («баян») на сайте в это же время появляются авторские пародийные анекдоты, где сюжет про ежика и выхухоль обыгрывается в постмодернистском ключе: Решила как-то раз выхухоль выйти в Internet, да и залезла в www.anekdot.ru. Ну, знаете... Как-то так получилось... Нет, право слово, лучше не надо! (25.10.1997) Ёжик подходит к норке, зовет:Хуйня! Хуйня! Вылезает выхухоль и злобно говорит: ЗАЕБАЛ УЖЕ ЭТОТ АНЕКДОТ!!! (18.08.1999) Идет ежик по лесу и кричит: Хуйня-а! Хуйня-а-а! Хуйня-я-аа!

Выходит навстречу выхухоль и говорит: —Ежик, чего орешь? —А, выхухоль, привет! Да понимаешь, анекдотом про тещу с баянами вконец достали! (26.07.1999) Подходит ежик к норе, задумчиво читает табличку: " Выхухоль здесь больше не живет. Осталась одна х@йня " (05.11.1999) Таким образом, в конце 1990-х гг. анекдот про выхухоль был широко известен среди ценителей этого жанра и имел статус прецедентного текста, что, судя по всему, учитывали и политтехнологи, занимавшиеся раскруткой Российской партии жизни. Любопытно, что летом 2003 г., то есть как раз тогда, когда инициативы Российской партии жизни по спасению выхухолей имели широкий общественный резонанс, окончательно складывается сетевой анекдот1, получивший название «Словарь выхухолей» или «Классификация выхухолей». Предшественниками этих текстов были небольшие анекдоты про виды выхухолей, которые фиксируются в Интернете с 1997 г. Примеры таких текстов приводились выше (анекдоты про студентов и мичуринцев). Однако именно с 2003 г. «Классификация выхухолей» начинает бытовать в виде списков, которые пересылаются по электронной почте и размещаются на развлекательных сайтах. Иногда преамбула к списку напрямую отсылает к деятельности Российской партии жизни: Обстановочка сейчас понятная, выборы там и прочее. Всякие партии усиленно занимаются саморекламой и обозначают для общественности свои цели. И вот одна такая партия провозгласила среди своих целей ЗАЩИТУ ВЫХУХОЛЕЙ. Общественность среагировала на такое заявление созданием КЛАССИФИКАЦИИ ВЫХУХОЛЕЙ Бздюхухоль – трусливая выхухоль, склонная к "медвежьей болезни" Бляхухоль – выхухоль с беспорядочными половыми связями Бухухоль – выхухоль, склонная к злоупотреблению алкоголем Вздохухоль – депрессивная выхухоль Впопухоль – выхухоль нестандартной сексуальной ориентации Вхухоль – сексуально невоздержанный самец выхухоли Выхухоль – исходная автохтонная выхухоль Дохухоль – богатая, самодостаточная выхухоль Дыхухоль – выхухоль, страдающая одышкой Е-хухоль – интернетовская выхухоль Лихухоль – лихая, отвязная выхухоль Лохухоль – излишне доверчивая выхухоль Ляхухоль – польская выхухоль Мохухоль – а) порода выхухоли, питающаяся мхом; b) московская выхухоль

Hахухоль – агрессивная выхухоль Hедохухоль – малорослая, карликовая выхухоль Hехухоль – выхухоль, наделенная запретительными полномочиями Hихухоль – незаметная, никакая выхухоль; почти что и не выхухоль Hихуяхухоль – нищая выхухоль Hухухоль – нетерпеливая выхухоль Hюхухоль – выхухоль-ищейка Опухоль – жирная выхухоль Охухоль – бестолковая выхухоль без царя в голове Перехухоль – выхухоль гигантских размеров Плохухоль – плохая, негодная выхухоль Похухоль – индифферентная выхухоль Прахухоль – первобытная выхухоль Пыхухоль – выхухоль, обитающая в коноплевых лесах Рохухоль – выхухоль-рохля; производное от лохухоли, охухоли и похухоли Сдохухоль – мертвая выхухоль Трахофобухоль – выхухоль, исповедующая антисекс Трахухоль – выхухоль, кидающася на все, что движется, с явными сексуальными намерениями Тухухоль – неприятно пахнущая выхухоль Тыхухоль – фамильярно настроенная выхухоль Хохухоль – украинская выхухоль Хрюхухоль – неаккуратная, грязная выхухоль Хухоль – выхухоль без префикса Чмохухоль – всеми отверженная выхухоль Эхухоль – выхухоль, живущая в горах и притворяющаяся эхом Юхухоль – твоя выхухоль Яхухоль – хвастливая, нескромная выхухоль (15.10.2003) У нас нет оснований утверждать, что появление текстов типа «Классификация выхухолей» напрямую связано с акциями «Российской партии жизни» по спасению этого животного (первые «классификации» появились еще в апреле 2003 г., то есть до акций), однако можно предположить, что повышенная популярность этих образцов интернет-юмора летом 2003 г. была стимулирована общественным резонансом, который вызвала соответствующая политическая кампания. Так или иначе, можно констатировать, что к моменту создания сборника «Анекдоты от Зюганова» выхухоль уже была признанным героем шуток и анекдотов, которые, как правило, основывались на языковой игре. Однако ни один реально бытующий анекдот про выхухоль в книгу не попал. Вероятно, это можно объяснить тем, что для составителей сборника принципиальной была «нормативность» текстов («Анекдоты от Зюганова отличаются светской культурой»), поэтому сомнительные с этой точки зрения анекдоты, обыгрывавшие неблагозвучность слова «выхухоль», были отвергнуты. Какие же анекдоты про выхухоль можно найти в книге? Всего в сборник «Анекдоты от Зюганова» попало три текста, героем которых является выхухоль, очевидным образом символизирующая партию «Справедливая Россия». Во всех случаях вторым действующим персонажем является медведь, который олицетворяет партию «Единая Россия». Попытка найти варианты сюжетов этих анекдотов в Интернете приводят к любопытным результатам. Один из текстов оказывается довольно грубо переделанным детским анекдотом, а два других — авторскими сочинениями «под анекдот», не имеющими сюжетных аналогов в фольклоре.

Рассмотрим сначала первый текст из сборника:

Пришли Медведь и Выхухоль на лесные теледебаты. Там и заспорили: кто из них сильнее да круче. — Давай, — говорит Выхухоль, — как в цивилизованных джунглях, праймериз учиним: кто кому за раз больше зубов выбьет, тот и самым крутым будет. — Давай, — отвечает Медведь,— начинай. Разбежалась Выхухоль, прыгнула. Да всеми четырьмя лапами Медведя по физиономии — хрясть. — Ну как? — спрашивает. — Нормально, — бурчит Медведь. — Только пять штук вылетело. Ну а теперь я, — развернулся, и лапой — бац! Вылезла Выхухоль из кустов. Медведь ухмыляется: «Ну что?» — Все холосо, — шепелявит Выхухоль, — только тфа. Я клуче! — Как два? — удивляется Медведь. — У меня пять, а у тебя только два?! — Дфа, дфа, — трясет головенкой Выхухоль. — Остальные на плослых выболах высыбли…

Поиски в Сети анекдота про Медведя и Выхухоль с подобным сюжетом позволили обнаружить лишь несколько перепечаток этого текста (со ссылкой на книгу «100 анекдотов от Зюганова») в изданиях, принадлежащих КПРФ, например, в «Рабочей газете» от 1 июня 2007 г. . Однако расширенный поиск на сайте Anekdot.Ru по фразе «кто больше зубов выбьет» дает возможность легко найти в нескольких вариантах исходную версию данного анекдота: Поспорили медведь и заяц кто кому больше зубов выбьет. Ну заяц зажмурился каак дасть медведю, тот, выплевывая считает – Один, дфа, три, четыре, пять. Ну – говорит – Косой готовься ща я тебе врежу. Размахнулся, врезал зайцу так, что он метров на 50 улетел. Заяц считает: один, два, все. Медведь – А чего так мало, только два. Заяц – Ты чо??? У меня их всего два и было. (03.10.2003)

Беглое сравнение двух этих текстов позволяет легко понять механизм создания «анекдота от Зюганова»: в незамысловатом детском анекдоте про медведя и зайца второй зверь заменяется на выхухоль, а общая сюжетная канва дополняется предвыборным антуражем. В исходном тексте симпатии рассказчика и слушателей скорее на стороне хитрого Зайца, сумевшего обмануть Медведя. В «анекдоте от Зюганова» негатив должны вызывать оба персонажа, поэтому Выхухоль изображается нарочито жалкой (она «трясет головенкой»), а ее победа в споре объясняется не хитростью, а тем, что остальные зубы выбили еще «на плослых выболах» (см. илл. 7).

Прагматика редактирования текста в данном случае очевидна, однако необходимо признать, что, приобретя при переделывании дополнительные политические смыслы, анекдот растерял свой и без того небогатый юмористический потенциал. Отсутствие текстов этого анекдота в Интернете (перепечатки в изданиях КПРФ не в счет) свидетельствует о том, что он не вызвал никого интереса у ценителей юмора и не «ушел в народ». Зато два других «анекдота от Зюганова» про выхухоль вызвали определенный резонанс. Их тексты также можно обнаружить не только на сайтах различных изданий КПРФ. Так, 19 июля 2007 г. в блоге (интернет-дневнике) студента из Перми с ником ravens_doll было размещено сообщение про «Анекдоты от Зюганова», где приводились и интересующие нас тексты. Вот текст сообщения целиком: Сегодня схватил зачем-то в универе бесплатную газету. Газета оказалась рабочей. Так и называется – "Рабочая газета" оО. Ну на большинстве страниц, естественно, всякая фигня, зато раздел анекдотов на последней странице порадовал безмерно. Раздел насит гордое название "Анекдоты от Зюганова". Я, конечно, насторожился, но тем не менее прочитал. Геннадий Андреевич Зюганов сожрал, сука такая, мой мозг.

Бежит медведь по лесу, поторапливается. Глядь — выхухоль навстречу семенит. —Ты, Миш, куда? —Да вот на партсобрание в "Единую Россию", партсимволом меня выдвигают. А ты? —И я тоже буду партсимволом. —Ну какой из тебя символ? От горшка два вершка, только нос и торчит. —Да я – редкий вид, вымирающий. Во все красные книги занесена. Меня все знают. —Ну и вымирай себе наздоровье. Чего под ноги лезешь? —А сам-то, сам-то! — раскричалась выхухоль, — Да твою шкуру только на пол и стелют, чтоб сапоги да копыта вытирать. Вот так, слово за слово, и поссорились. И ходила всю избирательную кампанию выхухоль с синяком — от кончика хвоста до носа — на всю медвежью лапу.

Несётся Выхухоль в лесной избирком регистрироваться. Глядь, и Медведь туда же. Опережает. Выхухоль к нему: —Возьми, Миша, меня с собой. Не поспеваю. —Ладно, — отвечает Медведь, сунул Выхухоль за пазуху — и галопом. Прибежал. Тут к нему председатель избиркома Барсук пристал с экспертизой. Принюхался и говорит: —А что это ты, Миша, за пазухой прячешь? У нас на выборах союзы да блоки запрещены. Насупился Медведь: —Тут, что ли? — И хвать себя лапой по груди. — Это подружка моя. Глянь, какая фотка — цветная, объёмная. А что язык и глаза вылупила — не смущайся. Шуткует. Озорница она у меня, затейница. Была. Пам пам. Язык, блять, вылупленный. Вы засмеялись меньше трёх раз? Хреновый бы, наверное, из вас коммунист получился.

Сообщение блогера ravens_doll собрало немало комментариев в диапазоне от «Отстой» до «Бляяяяяяяяяяяя)) моск анеки жгутттт)))», но в целом очевидно, что внимание автора процитированного текста и его комментаторов заинтересовал не юмор «анекдотов от Зюганова», а, напротив, их радикальное несоответствие канонам жанра. Если во втором тексте еще можно с трудом найти юмористический пуант (Медведь выдает раздавленную Выхухоль за «цветную объемную фотку»), то первый текст полностью его лишен: ругань, взаимные оскорбления и рукоприкладство Медведя и Выхухоли никак нельзя назвать хоть в чем-то смешными.

Поиск вариантов анекдотов с этими сюжетами в Сети обречен на неудачу, никаких аналогов среди традиционных анекдотов обнаружить не удается. Это косвенно подтверждает информацию, сообщенную в пресс-службе КПРФ журналистам: вероятнее всего, «анекдоты про выхухоль сочинял сам» Г.А. Зюганов или его соратники. В сюжетах этих анекдотов легко увидеть проекцию подсознательных желаний коммунистов (все три текста заканчиваются тем, что символ «Единой России» избивает/давит символ «Справедливой России»), однако юмористический их потенциал крайне низок. Эти анекдоты не получают широкого распространения, не «уходят в народ» и воспроизводятся только в официальной партийной печати. Размещение этих текстов в блоге ravens_doll — не исключение из правила, а его подтверждение: «анекдоты от Зюганова» приводятся там не как актуальный юмор, а как чудовищный курьез. Можно констатировать, что анализ этого материала подтверждает справедливость замечания О.Н. Щенниковой: «Запущенный сверху анекдот, как правило, менее удачен, чем тот, который возник в обществе стихийно, отличается довольно непродолжительным периодом существования, в нем чувствуется чужеродность» [Щенникова 2008: 208].

Анекдоты про выхухоль заметно выделяются на фоне других текстов из книги «100 анекдотов от Зюганова», их никак нельзя назвать типичными. Большинство текстов, представленных в сборнике, все же нельзя назвать авторскими «сочиненными» анекдотами. Рассмотрим теперь «анекдот от Зюганова», который, напротив, ждала очень успешная судьба. 3 ноября 2007 г. (за месяц до выборов в Государственную Думу, но спустя неделю после скандала с новосибирским отделением ФСБ) в вечернем эфире Первого канала в передаче «Времена» известный телеведущий В.В. Познер неожиданно закончил свое выступление «анекдотом от Зюганова»: Я завершу программу, я этого никогда не делаю, но в данном случае это сделаю, завершу программу анекдотом, потому что анекдот на эту тему. Джордж Буш звонит президенту Путину и спрашивает: «Владимир, как поживаете?» — Хорошо. А вы как? — Да, не очень. Вы понимаете, у меня скоро выборы как у вас, у меня вот в конгресс. И во всех 50 штатах моя партия республиканская отстает, в общем плохое настроение. Путин говорит, давайте я вам подошлю своего председателя Центральной избирательной комиссии, Чуров его фамилия, пусть он вам поможет. И отправил. Дней через десять Чуров звонит Путину и говорит: «Владимир Владимирович, я могу доложить, есть некоторые успехи».

— Доложите. — В общем так, во всех 50 Штатах лидирует, но с небольшим преимуществом, но лидирует «Единая Россия». — Кстати говоря, этот анекдот, первым, как я знаю, рассказал Геннадий Андреевич Зюганов. Вот такие времена.

Почти сразу же видеоролик с отрывком из этой передачи был размещен на сайте КПРФ под нарочито броским заголовком «Скандальное завершение телепрограммы Познера “Времена”: Ведущий решился рассказать политический “анекдот от Зюганова”. Как отреагируют ФСБ и теленачальство? (видео)». В сопроводительной заметке к стенограмме передачи дополнительно нагнетался градус «скандальности»: «Пресное обсуждение в кругу журналистов, близких к “Единой России”, выборной темы в передаче В.В. Познера “Времена” в субботу на “Первом” получило довольно скандальное завершение. Ведущий решился рассказать политический “анекдот от Зюганова”. Интересно как отреагируют ФСБ и теленачальство? Новосибирский прецедент, где “Анекдоты от Зюганова” местное ФСБ готово было рассматривать как угрозу конституционному строю еще довольно свеж в памяти…» [Там же].

В действительности, насколько можно судить по открытым данным, никаких печальных последствий ни для В.В. Познера, ни для его передачи эта история не имела1. Однако на популярном видеохостинге YouTube «скандальное видео» , размещенное пользователем CommunistPartyRF, имело большой успех: по состоянию на февраль 2010 г. число его просмотров превышало 160 тыс., к нему было оставлено более 190 комментариев и свыше 270 оценок. Очевидно, что в данном случае пресс-служба КПРФ, занимавшаяся распространением ролика, использовала все ту же технологию «вирусного видео», и нужно признать, что данная попытка оказалась значительно удачнее предыдущих2. Успех ролика можно объяснить тремя факторами: политической актуальностью анекдота (ролик появился перед выборами), обаянием рассказчика (профессиональный ведущий В.В. Познер рассказывает анекдоты явно лучше, чем политик Г.А. Зюганов) и грамотной раскруткой в Сети (с упором на «скандальность» и «запретность»).

Но действительно ли «первым этот анекдот рассказал Геннадий Андреевич Зюганов»? Поиск на Anekdot.Ru по ключевому слову «Чуров» вроде бы подтверждает это предположение: председатель Центральной избирательной комиссии В.Е. Чуров часто становился героем анекдотов, однако тексты с интересующим нас сюжетом появляются на сайте только лишь в ноябре 2007 г., то есть и после выхода книги Зюганова, и после эфира Познера. Однако не все так просто: среди анекдотов про Путина, собранных в статье А.С. Архиповой, мы находим следующий текст: В связи с возникшей неопределенностью американцы обратились за технической помощью в российский Центризбирком. В США вылетел Вешняков, и к настоящему времени получены новые данные относительно выборов в США: лидирует Владимир Путин [Архипова 2009: 206]. В качестве источника текста А.С. Архипова указывает статью «Анекдот “в тему”» из газеты «Якутия» от 18 ноября 2000 г., однако нет никаких сомнений в том, что это перепечатка — точно такой же текст появился на сайте Anekdot.Ru еще 9 ноября 2000 г. и сразу попал в раздел «АНЕКДОТЫ Основные», то есть в этот день он был особо рекомендован посетителям ресурса. Разнообразные варианты этого анекдота несколько раз выкладывались на сайте в том же месяце, что свидетельствует о его активном устном бытовании в данный период.

Таким образом, «анекдот от Зюганова» про Чурова, созданный в 2007 г., оказывается переделкой анекдота про Вешнякова 2000 г.1 Если сравнить механику редактирования в данном случае и в случае анекдота про выбивание зубов, становится очевидно, что сюжет про главу Центризбиркома «осовременен» куда более деликатно: изменены лишь имена персонажей («старый» глава Центризбиркома Вешняков заменен «новым» — Чуровым) и «победители» на американских выборах (вместо Владимира Путина «с небольшим преимуществом» лидирует «Единая Россия»). В результате этих изменений анекдот не утратил свой юмористический потенциал, а напротив, стал более злободневным. Это определило его дальнейшую успешную судьбу: переделанный вариант анекдота про Чурова и «Единую Россию» пользовался большой популярностью, многократно появляясь в блогах и интернет-форумах. Этот пример показывает, что «переделанный» ради большей политической актуальности «старый анекдот» вполне может обрести новую жизнь и стать эффективным политическим оружием, однако огромyое значение имеет то, насколько продуманно осуществляется редактирование.

Среди «анекдотов от Зюганова» есть тексты, которые никаким редакторским изменениям не подвергались и были попросту скопированы в книгу из Интернета или какого-то другого источника. Свидетельствует об этом абсолютное совпадение двух текстов одного и того же анекдота из книги и из Сети. Так, например, следующий текст был размещен на сайте Anekdot.Ru 27 июля 2001 г., а затем без изменений воспроизведен в книге «Анекдоты от Зюганова»: Встречаются два кандидата на пост мэра. Поздоровались. – Как у тебя дела? — спрашивает один. – Нормально. А у тебя? – А у меня рейтинг в полтора раза упал! – Да ну! А что случилось? – Теща на выборы идти отказалась!

Как было показано выше, в сборнике «Анекдоты от Зюганова» были напечатаны тексты, состоящие в различных отношениях с, условно говоря, «фольклорной традицией». Здесь есть и «настоящие» анекдоты, активно бытовавшие до выхода книги1, и разного рода «переделки», и сочиненные «авторские» образцы политического юмора. Точное процентное соотношение между этими типами текстов установить затруднительно, однако имеющиеся данные показывают, что преобладают «переделки»: более 50 % анекдотов из сборника в той или иной степени отредактировано его создателями. Хотя лишь немногие «анекдоты от Зюганова» получили признание у ценителей жанра и оказались востребованными в обществе, в целом этот проект следует признать творческой удачей политтехнологов КПРФ. Суммируя вышесказанное, перечислим основные тенденции современного бытования политического анекдота в России, о которых можно судить по проекту «Анекдоты от Зюганова».

Вероятно, создателям книги в какой-то момент пришлось «добирать» тексты до необходимой сотни, пользуясь ресурсами собственной памяти. Ничем другим нельзя объяснить появления в книге в разделе «Между нами, президентами» нескольких политических анекдотов брежневской эпохи, мало актуальных в условиях предвыборной кампании 2007 г. См., например, следующий текст: Жена Никсона приходит к врачу сексопатологу и говорит: — С СССР дружит, за мир борется, мною не занимается. Врач: — Это же президент. Я могу только вам посоветовать: на мужчину возбуждающе действует черный цвет. Наденьте один капроновый чулок такого цвета и все будет в порядке. Та пришла домой. Чулок такого цвета у нее не оказалось, и она надела черный бюстгальтер на одну грудь. Никсон вернулся домой. Поел. Задумчиво заходит в спальню. Откидывает одеяло и говорит: — Спасибо, милая, как же ты мне помогла! Ведь я совсем забыл Моше Даяну позвонить… —

Прежде всего, следует отметить, что, вопреки скептическим оценкам отдельных исследователей [Вознесенский 1996], этот жанр жив и достаточно динамично развивается: постоянно появляются новые тексты, новые герои и даже новые циклы анекдотов (например, анекдоты про главу Центризбиркома). При этом современный политический анекдот по целому ряду параметров значительно отличается от советского политического анекдота, причем главные различия между ними не в сюжетике1, а в формах бытования. Традиционное для советского анекдота устное бытование в новых социокультурных условиях отходит на второй план, уступая место печатным и электронным формам. Неизменной характеристикой жанра остается его «оппозиционность» власти, поэтому наибольший интерес к нему проявляют представители политической оппозиции. Они используют протестный потенциал анекдота в своей политической борьбе, при этом свободно редактируют текст в соответствии со своими идеологическими задачами или даже сочиняют новые «народные» анекдоты. «Переделанные» или «сочиненные» политические анекдоты имеют шанс «уйти в народ», однако для этого они должны соответствовать жанровым канонам.

В марте 2009 г. на семинаре секретарей региональных отделений КПРФ член Президиума, секретарь ЦК С.П. Обухов выступил с докладом «Кризисное состояние современного российского избирателя и проблемы электоральной работы партии в свете решений ХIII съезда КПРФ». В его выступлении речь шла о том, каким образом можно воспользоваться растущим из-за кризиса недовольством властью и привлечь к КПРФ избирателей, прежде голосовавших за другие партии.

Когда речь заходит о политической агитации, докладчик подводит краткие итоги использования «анекдотов от Зюганова» и описывает перспективы дальнейшей работы в этом направлении. Показательный отрывок из стенограммы выступления позволяет заглянуть в «творческую кухню» КПРФ и посмотреть, как оценивают эффективность этого вида политической пропаганды ее лидеры: С.П. ОБУХОВ: – <…> Как видно из исследования, потенциал для работы есть. Вопрос лишь в том, какие мы с вами найдем социально-психологические «ключики» к этой массе «бывших» и «потенциальных» избирателей КПРФ. Кстати, один из путей, который мы вам предлагаем, и он уже, кстати, опробован, это известное всем издание с анекдотами и политическими миниатюрами от Зюганова. Меткая карикатура и острое слово нередко более эффективно воздействуют на слои «бывших» и «потенциальных» избирателей КПРФ, чем наши традиционные агитматериалы. В раздаточном материале мы предложили вам подборку и новых, и старых, и усовершенствованных политминиатюр для листовочного материала, рассчитанного, в том числе, на колеблющуюся, маргинализованную массу избирателей.

Г.А. ЗЮГАНОВ: – Я, извините, не успел дописать до семинара раздел анекдотов о кризисе, но вы получите и его [Цит. по стенограмме: Из выступлений на семинаре].




Этот небольшой рекламный блок позволит вам узнать о других книгах и не только:   эти и другие наши спонсоры помогают многим сайтам развиваться и существовать. Из представленной информации вы, возможно, тоже почерпнёте для себя что-то полезной и интересное Реклама не только двигатель торговли, она тоже своего рода источник информации! И за примерами далеко ходить не надо  

Download:

Красивые штаны. Рассказы и фельетоны (сборник)

Валентин Петрович Катаев


В двадцатые годы прошлого века замечательный русский советский писатель В.Катаев работал в различных периодических изданиях в качестве ...


Растратчики

Валентин Петрович Катаев


Москва, 20-е годы прошлого века. Герои этой сатирической повести – сотрудники последнего учреждения в столице, где еще не была обнаружена ...


Либидо рулит, или Женская сексуальность и мировой финансовый кризис

Миша Певзнер


В своей новой книге израильский литератор и политолог Миша Певзнер в увлекательной, парадоксальной, в чем-то эпатажной форме говорит о ...


Байки старого химика

О. Палёк


Автор «баек» с детства увлекался химией и особенно ее пиротехнической частью. За это время накопилось множество веселых и не очень историй, ...


Дневник Домового. Рассказы с чердака

Евгений ЧеширКо


Продолжение знаменитого «Дневника Домового», что затронул сердца более 2 000 000 читателей Рунета. Помимо полюбившегося всем грубоватого, но ...


Правило муравчика. Сказка про бога, котов и собак

Александр Архангельский


Эта книга известного писателя и тележурналиста Александра Архангельского особенная: с одной стороны, это сказка про храбрых котов, которые ...