Юмор в политической культуре

Юмор в различных формах всегда играл и продолжает играть важную роль в политической культуре. Политическая жизнь, которая тесно связана с властью и конфликтами, способствовала появлению некоторых видов юмора, например, таких как сатира и использовала иные варианты юмора, которые могли оказаться полезны для реализации целей политики, то есть борьбе за власть. В истории существует власть юмора и юмористическая сторона деятельности власти.

Политический юмор известен уже в Древней Греции, где комедия выполняла важную функцию критики власти. В Риме на первом плане была сатира, которое возникла лишь в первом веке новой эры и имела вид диалога, послания и наставления. Наиболее известными сатириками Древнего Рима были Петроний и Ювенал. В Средние века смех стал осуждаться церковью как грех, однако в это же время появился карнавал, в рамках которого допускалась и критика народом духовенства и власти. В это время возникли различные жанры комических сочинений, в которых высмеивалась власть. В частности, это соти. Соти парадировали действительность и исполнялись шутами и шутихами, которые носили одежду с дурацким колпаком и бубенчиками. Исполнители олицетворяли не живых людей, а социальные типы и институты – церковь, королевскую власть, рыцарство. Поэтому сатира в пьесах соти была ярко политической. В конце ХV – начале ХVI в. славился автор соти Пьер Гренгуар, который придавал своим пьесам характер политического обозрения. В ряду жанров политического юмора следует назвать фаблио – небольшие стихотворные новеллы, целью которых было развлекать и поучать в юмористической форме слушателей. Авторами фаблио были обычно клирики и жонглеры. В комическую литературы эпохи Средневековья входил также фарс, ставший зародышем театра эпохи Просвещения.

Примером известнейшего сатирического произведения середины ХII–ХIII вв. был «Роман о Лисе». Основной его темой является успешная борьба хитрого, дерзкого, находчивого Лиса Ренара (в образе которого выступает зажиточный, умный, предприимчивый горожанин) с грубым и кровожадным Волком Изегримом (рыцарь) и глупым Медведем Бреном (крупный феодал). Лис обводит вокруг пальца Льва Нобля (король), постоянно насмехается над глупостью Осла Бодуэна (священник). Но Лис и обидчик простого народа, который выведен в романе под видом кур, зайцев, улиток и других животных. Роман был переведен на многие языки Европы, имел большой успех и вызвал ряд подражаний. В ХV в. в Германии возник немецкий вариант животного эпоса – поэма «Рейнеке-Лис» (1498), обработанный впоследствии Гете.

Культура Средних веков и Ренессанса была озарена идеей «дурака-мудреца». Шуты были в Китае и Индии, Персии и Древнем Риме1. Самым известным шутом арабского мира был Бухлул Сумасшедший. В Европе свобода говорить правду давалась шуту в обмен на его глупость. Шут с его физическим или умственным уродством являл собой полную противоположность монарху и таким образом напоминал ему об ограниченности человеческой природы. При этом шут по своему статусу не принадлежал к народу и к власти, что позволяло ему выступать неофициальным связующим звеном между королем и народом. Доверие, оказываемое королем шуту, происходило и из того, что король и шут чувствовали себя одинокими. Король потому, что был на высоте власти, а шут благодаря тому, что был социальным изгоем.

В русской политической культуре также существует феномен юмора. Шуты и скоморохи играют важную роль в жизни общества. В русском комическом юморе Иван-дурак доказывает своей глупостью, что окружающие еще большие глупцы. В ряду феномена шутов в России следует назвать и юродивых, происхождение которых связывают с Византией. Юродивые строили свою критику на противопоставлении реального мира христианским нормам, и юродство выступало формой социального протеста. Знаменитым юродивым в России считается Василий Блаженный. Постепенно юродивые уходят из политической жизни, и на смену им в политике приходят придворные шуты, ставшие популярными в эпоху Просвещения в России.

Юмор получил отражение и в философской и политической литературе России. Важным направлением русской юмористической литературы является сатира. В отличие от религиозно-дидактической литературы русского Средневековья, которая обличала пороки с точки зрения норм христианской морали, народная сатира всегда носила откровенно социально-направленный характер в своей критике действительности. Сатирическая пословица и поговорка, шутливый рассказ, сатирический портрет врага, сказка и прибаутка, шуточная песня составляют разнообразные виды народного юмора и сатиры XI– XVIII вв. Н. В. Гоголь считал наклонность к иронии одной из черт русского характера. «У нас у всех много иронии. Она видна в наших пословицах и песнях и, что всего изумительней, часто там, где, видимо, страждет душа и не расположена вовсе к веселости»1. Все оттенки иронии применялись русскими писателями, когда они делали насмешку своим оружием. Салтыков-Щедрин определял силу смеха так: «Это оружие очень сильное, ибо ничто так не обескураживает порока, как сознание, что он угадан и что по поводу его уже раздался смех»2. Сатирические моменты присутствуют уже в «Молении» Даниила Заточника, а также «Голубиной книге», где летописец осуждает московские власти. Представить противника в смешном виде стремились писатели разных направлений. Такие характеристики оппонентов присутствуют в сочинениях митрополита Даниила, сочинениях Ивана Грозного, в выступлениях протопопа Аввакума. В последующем сатирические жанр русской литературы переходит в эпоху Просвещения и особенное значение получает в «Трутне» Н. И. Новикова.

Сатира присутствует и в западноевропейской литературе в «Декамероне» Боккаччо, который высмеивал аскетическую мораль церкви, в «Гаргантюа и Пантагрюэля» Рабле, «Дон-Кихоте» Сервантеса. В «Похвале глупости» Эразма Роттердамского сама глупость занимает трибуну, чтобы осмеивать людей, выдающих себя за мудрых. В эпоху Просвещения в произведениях Бомарше, Шеридана, Дидро, Вольтера, Свифта можно увидеть сатирическое обличение существующих властей и порядков.

Таким образом, функции юмора в политической культуре различны. Можно выделить несколько его основных функций: сатирическая критика и обличение власти народом и отдельными социальными группами; влияние на борьбу за власть; управление с помощью юмора; отвлечение народа от насущных социальных проблем. Как показывает история, юмор был важным средством борьбы с властью. Это показали революционные события в Европе и политические процессы в России в ХХ в. В настоящее время данные функции юмора не исчезли и продолжают выполняться на основе современных информационных технологий и достижений социальной науки.


Этот небольшой рекламный блок позволит вам узнать о других книгах и не только:   эти и другие наши спонсоры помогают многим сайтам развиваться и существовать. Из представленной информации вы, возможно, тоже почерпнёте для себя что-то полезной и интересное Реклама не только двигатель торговли, она тоже своего рода источник информации! И за примерами далеко ходить не надо  

Download:

Красивые штаны. Рассказы и фельетоны (сборник)

Валентин Петрович Катаев


В двадцатые годы прошлого века замечательный русский советский писатель В.Катаев работал в различных периодических изданиях в качестве ...


Растратчики

Валентин Петрович Катаев


Москва, 20-е годы прошлого века. Герои этой сатирической повести – сотрудники последнего учреждения в столице, где еще не была обнаружена ...


Либидо рулит, или Женская сексуальность и мировой финансовый кризис

Миша Певзнер


В своей новой книге израильский литератор и политолог Миша Певзнер в увлекательной, парадоксальной, в чем-то эпатажной форме говорит о ...


Байки старого химика

О. Палёк


Автор «баек» с детства увлекался химией и особенно ее пиротехнической частью. За это время накопилось множество веселых и не очень историй, ...


Дневник Домового. Рассказы с чердака

Евгений ЧеширКо


Продолжение знаменитого «Дневника Домового», что затронул сердца более 2 000 000 читателей Рунета. Помимо полюбившегося всем грубоватого, но ...


Правило муравчика. Сказка про бога, котов и собак

Александр Архангельский


Эта книга известного писателя и тележурналиста Александра Архангельского особенная: с одной стороны, это сказка про храбрых котов, которые ...