Юмор как предмет социальнофилософского анализа

Актуальность темы исследования. В условиях развития демократического государства, построения новых рыночных отношений, определяющее значение в которых имеют информационные технологии, современное российское общество подвергается значительным изменениям, вызванным влиянием западной культуры. Ключевым понятием, характеризующим процессы мирового развития, становится глобализация, происходит формирование нового типа мирового сообщества, в котором создаются принципиально новые условия функционирования и развития общественных отношений, строящихся на расширении и усложнении взаимосвязей и взаимозависимостей, а также повсеместном взаимодействии членов общества. Своеобразным средством взаимодействия различных субъектов общественных отношений, средством примирения, урегулирования и сохранения социальных ценностей и выступает юмор.

Около двух с половиной тысяч лет этот феномен находится в центре внимания философов. Представители многих философских направлений затрагивали различные аспекты смеха, юмора, комического. Однако, несмотря на огромное количество известных в истории философии исследований, юмор остается недостаточно изученным. Многообразие теорий и подходов к пониманию юмора лишь свидетельствует, что исследователи в конечном итоге не выработали согласия в трактовке его природы, не концептуализировано понятие юмора, неоднозначно представлены и функции юмора.

В настоящее время возрастает роль юмора в современных общественных отношениях и жизни отдельного человека. Юмор выходит за рамки культурнодосуговых мероприятий, становясь элементом повседневной жизни людей и пронизывая практически все сферы жизни общества, включая политику, сферу услуг, бизнес, образование и т.д. Сложившееся в советское время представление о русских как «несмеющейся» нации уходит в прошлое. Все чаще к юмору прибегают руководители, деловые партнеры, педагоги и даже высокопоставленные государ ственные лица, что еще раз актуализирует проблему изучения юмора как своеобразного средства общения, установления контакта между людьми.

Совершенно очевидно, что невозможно рассмотреть юмор как предмет социальнофилософского анализа, руководствуясь лишь теоретическими обобщениями или обращаясь лишь к исследованию роли юмора в отдельных сферах жизни общества. Необходим целостный подход, позволяющий рассмотреть это явление максимально полно, приблизив или хотя бы обрисовав контуры решения проблемы юмора.

Степень разработанности проблемы. Проблема юмора находит широкое отражение в работах отечественных и зарубежных философов на протяжении всего развития научного знания. Впервые вопрос о природе смеха был поставлен в эпоху Античности, когда предметом философских размышлений становится само человеческое существование. К числу самых ранних попыток объяснения смеха относят идеи древнегреческих философов Платона и Аристотеля, которые внесли бесценный вклад в изучение юмора, заложив основы современных теорий юмора, и взгляды которых оказали большое влияние на развитие дальнейшей философской мысли в рамках исследования юмора. Исследование природы смешного вызывало интерес и у римлян: так, Цицерон высказывал свои предположения относительно происхождения смеха в согласии со взглядами Аристотеля.

Во времена Средневековья смех перестает быть предметом теоретизирования, хотя остается достоянием народной культуры. Лишь в эпоху Возрождения, а затем и в Новое время смех опять начинает привлекать внимание мыслителей, таких как Б. Кастильоне, Триссино, Магги, Ф. Робертелло, Л. Жубер, в основе концепций которых находятся взгляды античных философов. В эпоху Нового времени была создана концепция Т. Гоббса, представляющая собой классическое выражение одного из наиболее распространенных объяснений юмора — теории превосходства, основанная на идеях Платона и Аристотеля. Похожих взглядов придерживался также Декарт.

В XVIII–XIX вв. получила свое развитие другая теория юмора, основанная на восприятии некого несоответствия, главными представителями которой счи таются И. Кант и А. Шопенгауэр. Большой вклад в разработку этой теории внес и Л. Дюмон, который провел значительное количество экспериментов для доказательства этих взглядов. В это же время было высказано и много идей в духе теории Т. Гоббса: таковы взгляды Д. Аддисона, Ф. Хатчесона, Р. де Ламенне, А. Цейзинга, А. Бэна, Д. Мередита. Появляется также новое объяснение природы юмора, в основе которого лежит чувство облегчения, освобождения от напряжения. Первые упоминания об этом просматриваются в работе лорда Шефтсбери, а также в высказываниях А. Бэна, Ш. Ренувье. Но считается, что первая концепция юмора в рамках данной теории принадлежит Г. Спенсеру. Позднее подобные идеи встречаются в работах О. Пенжона, Д. Дьюи, Т. Липпса. Конец XVIII в. характеризуется формированием классического понимания юмора как некого способа утверждения свободы, интеллектуальных способностей личности, что произошло во многом благодаря идеям йенских романтиков (Ф. Шлегель и А.В. Шлегель, Тик, Новалис), а также Ж. Поля, Гегеля и его последователей и представителей школы естественного права. Проблема юмора находит свое отражение и в трудах русских философов Н.Г. Чернышевского, В.Г. Белинского.

В начале XX в. теория освобождения получает дальнейшее развитие в работе З. Фрейда, концепция которого разрабатывается в контексте его теории психоанализа. Идеи о смехе как освобождении были восприняты и в работах М.М. Бахтина и У. Эко. Но в XX в. продолжают свое существование также и теории, зародившиеся во взглядах античных философов. К. Гроос, Т. Циглер, А. Бергсон, О. Шауэр размышляют о юморе в согласии с теорией Т. Гоббса, а в более поздних исследованиях смех рассматривается как производная форма от агрессивных жестов — таковы работы К. Лоренца, Э. Людовичи, А. Раппа. В это же время юмор рассматривается и с позиций теории разочарования — Л. Мартин и Холлингсворт проводили эмпирические исследования в рамках данного подхода, некоторые идеи этой теории поддерживают и отечественные исследователи юмора (например, В.Я. Пропп и Ю.Б. Борев). Большую ценность в исследовании юмора представляет собой работа М. Истмена, в которой он, опираясь на взгляды Ч. Дарвина, рассматривавшего смех как способ выражения человече ского удовольствия или удовлетворения и как результат приспособления организма к окружающей среде, излагает свою концепцию юмора, восходящую к человеческим инстинктам. К юмору обращается и практик этой области, С. Ликок, известный своими юмористическими и сатирическими произведениями, и советский государственный деятель А.В. Луначарский, уделивший внимание социальному значению юмора.

Начиная с 1970–1980х гг., исследования юмора получают большой резонанс, что непосредственно было связано с созданием международного сообщества юмора “The International Society for Humor Studies” и открытием его журнала “HUMOR: International Journal of Humor Research”; в это время впервые начали проводиться ставшие сейчас ежегодными международные конференции по юмору, безусловно играющие большую роль в аккумуляции знаний о юморе. Большое значение для современного исследования юмора имеют работы В. Раскина и С. Аттардо, проводящих исследование юмора в области семантики и лингвистики и построивших на этих исследованиях новую теорию юмора. С. Аттардо, долгие годы возглавлявший редакцию журнала “HUMOR: International Journal of Humor Research”, является и создателем первой энциклопедии юмора “Encyclopedia of Humor Studies” (время издания — март 2014 г.). Над лингвистическими и логическими аспектами юмора работают Л. Пикеринг, К. Хемпельман. Анализ и оценка существующих теорий и подходов к изучению юмора представлены в работах Д. Морреала, Р. Провайна, Р. Мартина, Б. Дземидока, Д.Е. Попы.

Большой вклад в понимание природы юмора, разработку понятийного аппарата, определение функций юмора и смеха внесли современные отечественные исследователи: А.З. Вулис, А.Н. Лук, А.Я. Зись, Д.С. Лихачев, М.С. Каган, А.А. Сычев, Л.Н. Столович, Л.В. Карасёв, А.В. Дмитриев, М.Т. Рюмина, М.В. Мусийчук, А.Д. Кошелев, М.А. Кулинич, Т.Б. Любимова, А.Г. Козинцев, В.В. Разуваев, М.И. Станкин, И.А. Бутенко, К. Глинка (Криштафович И.А.). Также известны статьи сборника Одесского национального университета им. И.И. Мечникова, посвященного смеху (В. Окороков, Л. Панкова, Л. Ярош).

К изучению роли юмора в таких сферах жизни современного человека, как бизнес, политика, воспитание, образование, обращались следующие исследователи: П. Нунан, Ф. Зейтель, М. Кац, З.В. Савкова, Г. Бентон, А. Дандес, А.В. Дмитриев, Д. Оруэлл (политика); Р. Мартин, П. Макги (также известен изучением детского юмора), С. Маур, Д. Морреал, Д. Голдштейн, Д. Дженкинс, Дункан, Смельцер, Лип (бизнес); Д. Линесс, Ф. Прерост (образование и воспита ние).

Заслуживают внимания и следующие диссертационные исследования: Ю.В. Латышева, в котором проводится анализ юмора в структуре социальноинформационного взаимодействия; О.С. Редкозубовой, направленное на изучение креативноонтологической основы смеховой культуры студенчества; Л.Ф. Балиной, посвященное анализу феномена смеха в культуре; И.В. Попченко, в котором речь идет о таком понятии, как «комическая картина мира»; А.А. Проскуриной, рассматривающее прецедентные тексты в юмористическом дискурсе, Т.И. Шатровой, посвященное исследованию языковой игры в текстах комической направленности; и многие другие работы.


Этот небольшой рекламный блок позволит вам узнать о других книгах и не только:   смотреть: http://maxi-credit.ru/ эти и другие наши спонсоры помогают многим сайтам развиваться и существовать. Из представленной информации вы, возможно, тоже почерпнёте для себя что-то полезной и интересное Реклама не только двигатель торговли, она тоже своего рода источник информации! И за примерами далеко ходить не надо  

Download:

Красивые штаны. Рассказы и фельетоны (сборник)

Валентин Петрович Катаев


В двадцатые годы прошлого века замечательный русский советский писатель В.Катаев работал в различных периодических изданиях в качестве ...


Растратчики

Валентин Петрович Катаев


Москва, 20-е годы прошлого века. Герои этой сатирической повести – сотрудники последнего учреждения в столице, где еще не была обнаружена ...


Либидо рулит, или Женская сексуальность и мировой финансовый кризис

Миша Певзнер


В своей новой книге израильский литератор и политолог Миша Певзнер в увлекательной, парадоксальной, в чем-то эпатажной форме говорит о ...


Байки старого химика

О. Палёк


Автор «баек» с детства увлекался химией и особенно ее пиротехнической частью. За это время накопилось множество веселых и не очень историй, ...


Дневник Домового. Рассказы с чердака

Евгений ЧеширКо


Продолжение знаменитого «Дневника Домового», что затронул сердца более 2 000 000 читателей Рунета. Помимо полюбившегося всем грубоватого, но ...


Правило муравчика. Сказка про бога, котов и собак

Александр Архангельский


Эта книга известного писателя и тележурналиста Александра Архангельского особенная: с одной стороны, это сказка про храбрых котов, которые ...