Красивые штаны. Рассказы и фельетоны (сборник)
Валентин Петрович Катаев
В двадцатые годы прошлого века замечательный русский советский писатель В.Катаев работал в различных периодических изданиях в качестве ...
В наши дни все больше и больше внимания уделяется детскому юмору, который имеет важное значение в становлении личности, развитии, воспитании ребенка и закладывает основы национального характера. Зигмунд Фрейд говорил о том, что дети не обладают чувством юмора, считая, что подлинное удовольствие,
которое дети получают от бессмыслицы — не комическое или юмористическое удовольствие, а удовольствие, образованное от «экономии»
Но почему удовольствие от экономии должно быть без юмора, когда дети наслаждаются им легко и тогда, когда оно приобретает юмористическую характеристику у взрослых — разработки Фрейда объяснения не дают. Поэтому мы, как и большинство исследователей, придерживаемся противоположной точки зрения: детский юмор существует и весьма распространен. А первый смех, как уже было отмечено выше, появляется у человека примерно на сороковой день жизни.
Конечно, смех у младенцев и маленьких детей может использоваться для выражения разнообразных положительных эмоций, и не только юмора. Так, например, «характерная для улыбки гримаса растяжения углов рта впервые наступает у удовлетворенного и пресыщенного грудного ребенка, когда он, усыпленный, выпускает грудь»
Чарльз Дарвин, создавший науку о выражении эмоций у людей и животных, утверждал, что «смех является первоначально просто выражением радости или счастья. Мы ясно видим это у играющих детей, которые смеются почти беспрестанно»
И некоторые исследователи юмора353 отмечают, что подлинный юмор не проявляется до второго года жизни. Известный специалист по возрастной психологии Пол Макги предположил наличие даже нескольких стадий развития юмора у детей, которые способствуют общим тенденциям когнитивного развития
Но когда бы он ни проявился, юмор является неотъемлемым элементом дет
ской культуры, играющим огромную роль в формировании личности ребенка. Рассматриваемый нами тип юмора адресуется не только детям, он вызывает смех и у их родителей. Юмор делает нашу жизнь ярче, объединяет людей и в какойто
степени способствует сплоченности семьи. Обладая хорошим чувством юмора, дети вырастают умными, здоровыми и способными справиться с различными жизненными трудностями. К детскому юмору можно отнести огромное разнообразие детских анекдотов, шуток загадок и каламбуров. Образчики такого юмора можно найти в детских книгах с забавными иллюстрациями и бессмысленными рифмами, книгах загадок, шуток и комиксов; существует также множество юмористических телепрограмм, фильмов, мультфильмов и вебсайтов, представленных в огромном разнообразии и на любой вкус.
Чувство юмора — это своего рода инструмент, на который ребенок может опираться в течение всей жизни, и который помогает ему, как отмечает Дарси Линесс, видеть вещи с различных сторон, а не только очевидное, находить положительные моменты в трудных жизненных ситуациях, быть непосредственным, применять нетрадиционные подходы и идеи, смотреть вглубь вещей, наслаждаться и принимать участие в игровых аспектах жизни, не воспринимать трудности всерьез
И это лишь немного примеров того, как юмор оказывает положительное влияние на детей.
Наличие хорошего чувства юмора имеет большое значение как для детей, так и их родителей. Юмор оказывает существенное влияние на установление контакта между детьми и взрослыми, что способствует, прежде всего, сплоченности семьи. Являясь компетентными в области детского юмора, взрослые легко могут найти общий язык с детьми, что, в свою очередь, очень важно в процессе обучения. Легко оперируя детскими шутками, педагоги повышают мотивацию к получению новых знаний. Но для того, чтобы достичь желаемого результата, нужно уметь не только своевременно применять детский юмор, но и понимать его, что порой бывает нелегко. Родители могут развивать чувство юмора своего ребенка, всегонавсего играя с ним каждый день. Это обеспечивает такую установку сознания, при которой дети автоматически вовлекаются в интеллектуальные игры, характерные для их уровня развития. Чем больше взрослые содействуют разви
тию юмора ребенка на ранней стадии, тем вероятнее то, что, повзрослев, он будет обладать всеми теми умениями и способностями, которые говорят о наличии хорошего чувства юмора, что связано с интеллектуальным и физическим развитием ребенка. Установлено, что юмор содействует умственному, общественному и эмоциональному развитию детей. В соответствии с этим, выделяется три вида функций детского юмора: интеллектуальные, социальные, эмоциональные
Так как, согласно определению Пола Макги, юмор действительно является
формой интеллектуальной игры, а язык — это главное средство выражения наших мыслей , то неудивительно, что дети любят играть со словами. Сначала они играют со звуками, а затем уже начинают играть со значениями слов. Когда дети идут в детский сад или начальную школу, для них является ошеломляющим открытием, что одно и то же слово может иметь несколько значений, и это подстрекает их найти как можно больше слов, с которыми они могут «поиграть». Это также способствует их стремлению обмениваться шутками и загадками друг с другом и читать больше книг с подобным содержанием.
В процессе поиска и обмена шутками словарный запас ребенка быстро пополняется. Увлечение игрой со значениями слов повышает мотивацию ребенка к чтению. Шутки и загадки содержат огромное количество новых слов и выражений, и благодаря их постоянному повторению эти слова закрепляются в памяти и становятся употребительными в повседневной жизни. Очень популярны шутки, основанные на игре со словами, каламбуры, сила воздействия которых определяется, как уже было отмечено выше, в первую очередь «экономностью»: при минимуме словесных данных акцентируется, заостряется какаялибо мысль или одновременно получают выражение две мысли. Приведем несколько примеров детских каламбуров:
How do you stop a fish from smelling?
Put a clothespin on its nose
(To smell — англ. 1) чувствовать запах, обонять; 2) пахнуть359). Как сделать так, чтобы рыба прекратила пахнуть / нюхать? Надеть прищепку ей на нос
Where does an otter put its money? In a riverbank
(bank — 1) банк; 2) берег реки или озера
Куда выдра кладет свои деньги? В речной банк / берег
What did one empty pyramid say to the other?
“I miss my mummy”362. (Mummy — англ. 1) мумия; 2) разг. мамочка.363) Что одна пустая пирамида сказала другой? «Я скучаю по своей мамочке / мумии»
С помощью подобных шуток дети узнают новые значения уже знакомого им слова и видят, как они используются в речи. Таким образом, одновременно с развлечением происходит пополнение словарного запаса детей и развитие речевых умений и навыков. Также следует отметить, что юмор подготавливает детей к чтению и улучшает навыки чтения. Так, шутки, которые встречаются в историях, стимулируют желание дошкольников читать слова, которыми написаны смешные истории. Детям всегда нравится учиться узнавать изученные буквы и слова, но использование юмора делает этот процесс еще более увлекательным. Кроме того, в процессе чтения загадок и других юмористических книг дети получают общую информацию об окружающем их мире. Такое обучение может происходить как непосредственно через юмор, так и опосредованно. В то время как
дети увлечены игрой со словами, у них формируются фоновые знания о мире. Это информация усваивается и накапливается как часть базовых знаний ребенка. Также перечитывание шуток, загадок позволяет постепенно понять смысл тех слов, которые вызывали затруднения при первом чтении. Юмор развивает творческие способности детей, что не менее важно. Вследствие этого они могут уже, например, сами создавать свои собственные каламбуры и другие формы вербального юмора.
Детский юмор выполняет и ряд социальных функций. Среди взрослых и детей юмор считается неотъемлемым компонентом межличностного общения. Дети, которые обращаются к юмору чаще, чем их сверстники, активно участвуют в общественной жизни и, по мнению окружающих, являются более общительными. Юмор создает такую среду, где общение протекает намного легче: спадает напряжение, и собеседники общаются более непринужденно, что является огромным преимуществом в различных сферах жизни.
Трудно недолюбливать того, кто заставляет вас улыбаться. Таким образом, дети, обладающие такими способностями, становятся популярными, и им легко находить новых друзей. Пол Макги провел исследование, доказывающее это. Например, дружить хотели больше с такими детьми, которые оценивались сверстниками как обладающие хорошим чувством юмора, другие же дети были более изолированы от остальных и меньше нравились окружающим
А если учесть, что друзья и популярность очень важны в пору детства и юности, дети с хорошим чувством юмора, предположительно, должны быть и счастливее.
Определенно, юмор является эффективным средством управления эмоциями, поддержания позитивного настроения и отношения как в трудные жизненные моменты, так и в счастливые. Когда дети смеются или играют, их переполняют радость и счастье. Смех поднимает настроение и заставляет забыть о проблемах. Развивая чувство юмора, дети могут контролировать свое настро
ение и эмоции. Кроме того, хорошее чувство юмора помогает утвердить само оценку, поскольку по ответной реакции на их шутки дети могут понять, как к ним относятся окружающие.
Дарси Линесс утверждает, что хорошее чувство юмора помогает детям не только в эмоциональном и социальном плане — как показали медицинские исследования, люди, которые много смеются, являются более здоровыми. Как правило, они менее подвержены депрессиям и способны противостоять различным заболеваниям и физическим проблемам. Они переживают меньше стрессов, у них более низкий сердечный ритм (было доказано, что смех ускоряет кровоток более чем на 20%, и это длится более чем 45 минут), пульс и кровяное давление, пищеварительные процессы протекают лучше. Смех даже помогает людям терпеть боль и улучшает иммунную систему
Обычная шутка может вызвать намного больше смеха, если ее содержание
эмоционально окрашено. Шутя и смеясь над проблемами, которые обычно вызывают чувство тревоги и напряжения, дети могут чувствовать себя увереннее и обрести чувство превосходства. Робер де Ламенне в «Эскизе философии» даже первую улыбку младенца описывает как движение к самому себе, заявляя, что улыбка — это лишь меньшее возвышение, чем другие, более открытые гримасы
По Фрейду, шутки — это способ социально приемлемым образом выразить запретные темы, касающиеся секса и агрессии, который позволяет человеку освободиться от чувства тревоги, связанного с этими темами
Как отмечает А. В. Дмитриев, «проговаривая запретный анекдот, дети дышат свободой, свободой от родительского и государева ока»
Большое внимание эмоциональным функциям юмора уделяет и Пол Макги, отмечая, что темы, по отношению к которым дети с наибольшей вероятностью шутят и смеются в различных воз
растах, обычно связаны с напряженными отношениями, конфликтами и тревогами на каждой стадии развития
Если у детей есть какиелибо эмоциональные разногласия, проблемы в отношениях с родителями или учителем, они высмеивают их в своих шутках, а особенно смешными для них часто являются шутки, описывающие неприятные ситуации, в которые попадают взрослые. У маленьких детей смех вызывает так называемый «туалетный» юмор, касающийся дефекации, мочеиспускания, скопления газов и т.д., особенно тогда, когда они только учатся контролировать эти физиологические процессы. Простого повторения связанных с туалетом слов («пипи», «кака») достаточно, чтобы вызвать взрыв хохота. К достижению половой зрелости юмор становится агрессивносексуальным. Сексуальные темы вызывают смех даже тогда, когда для подобных шуток нет повода. Шутки агрессивносексуального характера отражают отношение подростков к их собственному развитию.
Фрэнк Прерост в своей работе «Дети и юмор» отмечает, что к концу дошкольного возраста дети начинают использовать в шутках табу или повторяют шутки о ликвидации частей тела, что отражает их заботу о личной гигиене или сексуальные интересы. Эти шутки запутанные, глупые и однообразные
Если к концу дошкольного возраста дети только начинают понимать слова и двойные значения слов, то к возрасту десяти лет загадки могут строиться на основе агрессивного юмора, так как ребенок старается сделать их более сложными, соответствующими своему уровню развития. Ученики средних классов теряют интерес к загадкам и предпочитают юмор на основе реальных жизненных историй или анекдотов. Так, дети любят болтать о других и находить в них недостатки, которые могут спровоцировать смех. Таким образом, детские и подростковые страхи могут контроли
роваться с помощью шуток. Жизненные неприятности или изменения в развитии часто вызывают тревогу у детей по поводу их собственной безопасности или понимания происходящих с ними изменений, а шутки над всем этим дают возмож
ность почувствовать себя комфортно и уверенно.
Следует отметить, что родители могут поощрять развитие своего ребенка, хваля его за участие в различных сферах жизнедеятельности. Наказывая же ребенка за юмор, они могут помешать безопасному освобождению от агрессивного или полового беспокойства. Многие исследователи советуют родителям сделать юмор общесемейным — для этого необходимо обмениваться шутками со всей семьей
Это непременно поможет ребенку понять социальную природу юмора и быть более ответственным в его выражении. Кроме того, выбирая юмористические фильмы, программы, книги или истории для всей семьи, необходимо считаться с тем, является ли юмор в них уместным для самых юных членов семьи, несет ли он какуюнибудь познавательную нагрузку, отражает ли он изменения в развитии ребенка, способствует ли он социальному развитию и т.д. Родители должны подавать пример детям и не использовать (по крайней мере, в их присутствии) агрессивный юмор. А если ктото сказал какуюлибо неподходящую, грубую шутку, не следует смеяться. И необходимо объяснить ребенку, почему данная шутка не является смешной. Что касается «туалетного» юмора — нужно препятствовать его развитию, потому что такие шутки, хотя и не ранят чьилибо чувства, могут доставить неприятности ребенку в связи с использованием их в несоответствующих местах.
Таким образом, подводя итог вышесказанному, мы видим, что еще одной важнейшей стороной природы юмора является его роль в жизни общества и отдельного человека. Конечно, об этом аспекте, так же, как и о других, рассмотренных выше, начинали задумываться еще со времен античности, но «настоящее», более направленное и глубокое изучение роли юмора начинается с его эмпирических исследований. Как известно, эмпирические исследования этого феномена стали проводиться не сразу. По мнению Роберта Провайна, история эмпирического изучения юмора и настоящей науки о юморе насчитывает немногим бо
лее ста лет: это происходило постепенно, спорадически, строго параллельно появлению экспериментальной психологии в конце XIX в. Сначала исследования носили разрозненный характер, исследователи были предоставлены самим себе, трудились изолированно друг от друга. Но со времени постмодернизма эти исследования и интерес к явлению юмора в целом приобретают массовый характер. Для постмодернизма характерно снятие противопоставления человека и общества, элитарной и массовой культуры. Происходит дестабилизация эстетических ценностей за счет таких постмодернистских принципов, как маргинализм, открытость, описательность, безоценочность. Многие исследователи (например, М.Т. Рюмина, Н.Б. Маньковская, Ж. Липовецки) в своих работах отмечают, что комическое занимает важное место в эстетике постмодернизма; постмодернистское общество даже называют обществом юмористическим.
Более того, следует отметить, что в 1970–1980х гг. происходит определенное продвижение в области исследования юмора и комического: исследования получают некое подобие структурности и направленности. Эти декады открывают новую страницу в истории науки о юморе, т.к. в это время происходит формирование международного сообщества юмора “The International Society for Humor Studies” и открытие его журнала “HUMOR: International Journal of Humor Research”, проводятся первые, ставшие сейчас ежегодными, международные конференции по юмору и начинают публиковаться книги, собирающие прежде разрозненные работы о юморе. Все это существует и сейчас; кроме того, в марте
2014 г. вышла энциклопедия юмора “Encyclopedia of Humor Studies”, главным редактором которой является С. Аттардо, ранее долгие годы возглавляющий редакцию журнала “HUMOR: International Journal of Humor Research”. Современные исследования, конечно, направлены на изучение различных аспектов юмора, что же касается его роли в жизни индивида и общества, здесь особенное внимание уделяется таким сферам, как бизнес, политика, воспитание, образование, которые являются ведущими сферами жизни современного человека, где взаимодействие субъектов общественных отношений имеет особую значимость.
Этот небольшой рекламный блок позволит вам узнать о других книгах и не только:
эти и другие наши спонсоры помогают многим сайтам развиваться и существовать. Из представленной информации вы, возможно, тоже почерпнёте для себя что-то полезной и интересное Реклама не только двигатель торговли, она тоже своего рода источник информации! И за примерами далеко ходить не надо