Красивые штаны. Рассказы и фельетоны (сборник)
Валентин Петрович Катаев
В двадцатые годы прошлого века замечательный русский советский писатель В.Катаев работал в различных периодических изданиях в качестве ...
Несмотря на то, что явления юмора, смеха, комического привлекали внимание ученых и мыслителей на протяжении двух с половиной тысяч лет, наука о юморе содержит огромное число спорных моментов, наличие которых и заставляет многих сомневаться в вероятности решения проблемы юмора, создавая впечатление, что юмор будет являться непостижимым предметом философских размышлений. Одним из таких спорных моментов выступает определение юмора и других понятий, выражающих его сущность. Проанализировав научную литературу, предлагающую самые разные определения феномена юмора, мы выявили, что понятие юмора рассматривается в широком и узком значениях. Предложенное нами определение юмора в узком смысле (как особого вида комического, который, соединяя серьезное и смешное, подчеркивает некоторого рода несовершенства отражаемого явления, но в то же время характеризуется добродушным отношением к нему) слишком ограничено, выражает лишь добродушное отношение к объекту действительности и описывает данное явление с позиций эстетического восприятия. Таким образом, в рамках социальнофилософского исследования мы имеем дело с юмором в широком смысле и определяем его как важное качество человека или социума, заключающееся в восприятии комического в целом (независимо от того или иного выраженного к данному объекту действительности отношения), внешним выражением которого выступает социальный смех.
Наиболее уязвимым местом современной философии юмора является трактовка природы юмора, его происхождения и истоков: именно этот вопрос вызывает наибольшее количество споров у исследователей, что проявляется в многовариантности теорий и подходов в понимании этого явления, а порой даже в агностическом отношении к этой проблеме. В согласии с преобладающим мнением западных исследователей мы рассмотрели классическую классификацию теорий юмора, в основе которой лежит выделение трех традиционных теорий: теории превосходства, теории разочарования и теории освобождения. Теории превосходства и теории разочарования восходят к взглядам античных философов, а теория освобождения появилась намного позднее: первые ассоциации смеха с ощущением свободы относят к XVIII в., но, несмотря на столь существенные временные отличия, все три теории продолжают существовать и в настоящее время, получая поддержку в современных исследованиях. Каждая из этих теорий вносит свой вклад в понимание юмора, раскрывая тот или иной его аспект, но, рассматриваемые по отдельности, они не представляют собой исчерпывающего объяснения этого явления, т.к., вопервых, не во всех случаях мы явно испытываем только лишь превосходство, несоответствие или облегчение, а, вовторых, эти ощущения, могут вызвать и другую, отличную от юмористической, реакцию. Как правило, исследователи придерживаются какойто одной позиции в объяснении этого явления. Но встречаются и исследователи, поддерживающие позиции всех трех теорий одновременно, которые подчеркивают ценность каждой из них. Таким образом, лишь рассмотрение трех традиционных теорий юмора в совокупности дает нам более полное представление о природе этого явления.
Неоднозначно представлены и функции юмора, получившие то или иное отражение во многих работах, направленных на раскрытие сущности этого явления. В результате проведенного исследования было выявлено около одиннадцати функций, многие из которых тесно коррелируют друг с другом, но, несмотря на сходство, всетаки обладают разными оттенками. Ведущими функциями юмора
выступают: познавательная, релаксационная, функция социальной коррекции, уравнивающая, социализирующая, целительная. Не менее важными, но в некотором смысле вытекающими, представляющими собой некое продолжение предыдущих, являются: интерпретационная, аксиологическая, одобрительная, гедонистическая, защитная функции, функция надежды, спасения, утешения, функции идентификации, дифференциации, разъяснения, принуждения и интеграции.
Все большую роль в изучении юмора приобретают вопросы его практического применения, устойчивый интерес к которым связан с возникшими в XIX в. тенденциями к эмпирическому изучению юмора. Юмор становится частью повседневной жизни людей, элементом повседневности. Исследовав работы, посвященные практическому применению юмора в ведущих сферах жизни общества (политике, бизнесе, образовании, воспитании), мы пришли к выводу, что юмор выступает способом взаимодействия субъектов политической системы общества, средством управления коллективом, а также имеет важное значение в процессах воспитания и образования, оказывая влияние на формирование личности и содействуя всестороннему развитию детей. Полученные представления углубляют понимание юмора, показывают необходимость его использования, стимулируя, таким образом, к новым исследованиям этого явления, и в совокупности с теоретическими выводами, полученными в работе, дают нам общую картину природы юмора, но, безусловно, не отвечают на все вопросы, входящие в область проблемы юмора.
Результаты, полученные в данной работе, будут полезны не только для будущих исследователей юмора, но и для проведения смежных исследований, как чисто философских, посвященных, например, определению онтологического статуса человека, размышлению над вопросами бытия, природы человека, общества, и даже над вопросами мироздания, так и исследований по культурологии, социологии, психологии, менеджменту, политологии, педагогике, посвященных самым разным аспектам изучения общественных отношений и самого человека, а также лингвистических и литературных исследований, посвященных изучению языковых единиц и особенностей того или иного художественного произведения. В ис
следовании были предложены рекомендации по практическому использованию юмора, к которым стоит прислушаться политикам и руководителям при проведении своей кампании и построении деловых отношений. С отдельными выводами, представленными в статье, посвященной роли юмора в политике, были ознакомлены сотрудники Управления внутренней политики Амурской области и губернатор Амурской области (декабрь 2012 г.). Также работа содержит положения рекомендательного характера для педагогов и родителей, касающиеся детского юмора.
В будущем необходимо уделить внимание вопросам более детального изучения юмора во всем его многообразии, говоря как об общих видах юмора, так и о специфичных, присущих конкретной группе людей. Следует рассмотреть использование юмора и в других, незатронутых в работе, сферах жизни современного человека. Также стоит говорить и о проведении междисциплинарного исследования, научный интерес имеют и лингвистические, и психологические, и даже физиологические исследования. Однако обозначенные вопросы выходят за рамки нашего исследования, цель которого, как отмечалось выше, состоит в осуществлении социальнофилософского анализа функций и роли юмора в современном обществе.
Этот небольшой рекламный блок позволит вам узнать о других книгах и не только:
эти и другие наши спонсоры помогают многим сайтам развиваться и существовать. Из представленной информации вы, возможно, тоже почерпнёте для себя что-то полезной и интересное Реклама не только двигатель торговли, она тоже своего рода источник информации! И за примерами далеко ходить не надо