Красивые штаны. Рассказы и фельетоны (сборник)
Валентин Петрович Катаев
В двадцатые годы прошлого века замечательный русский советский писатель В.Катаев работал в различных периодических изданиях в качестве ...
Юмор — важное условие нормальной жизнедеятельности человеческого общества, незаменимый компонент человеческого бытия и общения, существенный элемент творчества и образовательного процесса. Он занимает значительное место в жизни индивида и общества в целом, что и подчеркивал в своем эстетическом исследовании Бергсон, говоря о тесной связи смеха с культурой и нормами того или иного общества: «чтобы понять смех, его необходимо перенести в его естественную среду, каковой является общество; в особенности же необходимо установить полезную функцию смеха, каковая является функцией об
щественной… Смех должен иметь общественное значение»
Необходимо отме
тить, что в данной работе мы разводим понятия функций и роли юмора. Функции юмора можно определить как обусловленные социальным назначением направления воздействия юмора на общественные отношения и жизнь конкретного человека. Функции юмора — это проявление его специфических свойств, это то, что обособляет данное явление от всех остальных. Говоря о роли юмора, мы имеем в виду значение юмора в отдельных сферах жизни общества, результат практического использования юмора. При этом рассматривая роль юмора в той или иной сфере, мы также обращаемся к выяснению осуществляемых функций, которые как раз и характеризуют социальное значение юмора в данной сфере отношений.
Практически каждый исследователь, занимающийся проблемой юмора, так или иначе освещает функции юмора. Конечно, разные авторы выделяют разные функции и поразному трактуют их, вынося на первый план одни и упоминая другие. Мы постарались обобщить изученный материал и максимально полно пред
ставить известные на данный момент функции юмора (смеха), в том числе предлагая выделение некоторых функций, не нашедших отражения в известных нам работах.
1. Как правило, одной из основных функций юмора считается познавательная (когнитивная) функция. По мнению А. Гениса, юмор можно рассматривать как инструмент познания жизни: если ты исследуешь какоето явление, то найди, что в нем смешного, и явление раскроется тебе во всей полноте
Широко известно высказывание Платона о том, что без смешного нельзя
познать серьезного
Ничто так не раскрывает суть человека, как его смех. Ф.М. Достоевский, придя к выводу: чтобы понастоящему узнать человека, надо смотреть не на то, как он говорит или плачет, а на то, как он смеется, и смех, таким образом, «самая верная проба души», считает этот вывод одним из серьезнейших в своей жизни
Как отмечает Л.В. Карасёв, смех выдает тайное в человеке, выставляет напоказ то, что человек хотел бы скрыть от других и прежде всего от себя самого; смеясь, мы предаем себя
Ницше называл это предательством смеха
С одной стороны, смех предает нас, предает наши секреты, но, с другой стороны, как отмечает тот же Карасёв, смех открывает красоту души, какую обыкновенно можно увидеть лишь на детских лицах, а боится его тот, кто чувствует в себе некий душевный изъян
Смех помогает нам лучше узнать самих себя, других людей, а значит, и весь мир. Так, А. Вулис отмечает, что смех имеет «общефилософское значение, ибо выносит свое суждение об элементах мира, а через них и о мире в целом»
Юмор является в некоторой степени и мироощущением, пропуская все сквозь призму комического, мы видим явления жизни совсем в ином свете. Более того, Л.В. Карасёв даже утверждает, что смех — вестник новой онтологии. «Человек больше своего тела, хотя сам он об этом нередко
забывает. Он не умещается в рамки природы, как, впрочем, и культуры. Поэтому, когда мы забываем о своем истинном назначении, смех нам об этом напоминает»
В романе У. Эко уделяется значительное внимание этой функции. В споре с Хорхе о смехе Венанций, заявляя, что даже у Аристотеля говорится о шутках как о средствах наилучшего познания истин и что философ столь величайший отводит смеху целую книгу (вторую книгу своей «Поэтики»), приходит к выводу: смех не может быть дурным делом, если способствует откровению истин, и смех — это серьезная вещь
А.А. Сычев утверждает, что смех, вообще, является формой познания и дол
жен рассматриваться в общем поле гносеологической проблематики: комическое можно понимать как специфический вид духовной деятельности человека и общества по постижению явлений окружающего мира и в конечном счете по созданию значимого мировоззренческого целого
Ю.В. Латышев также считает, что юмор — специфическая форма познания действительности, юмор всегда открывает нечто новое: противоречивость близких явлений или схожесть далеких, неожиданные качества в знакомом
По мнению Д.С. Лихачева, функция смеха — обнажать, обнаруживать правду, раздевать реальность от покровов этикета, церемониальности, искусственного неравенства, от всей сложной знаковой системы данного общества
Таким образом, можно сказать, юмор является способом или даже формой познания действительности, выступая «как общечеловеческая способность воспринимать мир во всем сплетении его светлых и темных сторон»
2. Очень близко с этой функцией, а порой их даже трудно разграничить,
стоит, позволим себе дать название, интерпретационная (объясняющая) функция.
Юмор в некотором смысле помогает понять явления жизни. Так, по определению Стивена Ликока, юмор — это раздумья над противоречиями жизни и их художественное выражение. Юмор в его высшей форме — это объяснение жизни, истолкование ее явлений; он порождается контрастами действительности, несоответствием между нашими представлениями о жизни и тем, что существует в действительности
Виктор Окороков отмечает, что смех является одним из мощных способов приоткрывания бытия, точнее, способностью психики приводить внутренние представления о бытии в гармоническое единство
3. Большую роль исследователи уделяют релаксационной функции юмора,
или, как ее еще называют, функции облегчения, снятия напряжения, разрядки. Так, еще Квинтилиан отмечал: «смех рассеивает печали, … восстанавливает силы, избавляет от усталости»
И.А. Бутенко считает, что юмор — это отдушина при напряжении, связанном с гиперконцентрацией власти»
Смех выступает как определенная эмоциональная разрядка, отдых от проблем и забот повсе дневной жизни, предполагает выход всех накопившихся асоциальных жела
ний, избавление от напряжения, устанавливаемого строгими нормами и табу. По мнению В. Окорокова, смех есть результат снятия напряжения между различными слоями или фрагментами психики личности
А.А. Сычев, говоря о том, что смех противостоит страху и серьезности обыденной жизни и суб лимирует асоциальные желания, и в нем четко проявляются мотивы релаксации, отдыха от каждодневных забот, называет эту функцию — «компенсаторной»
А.В. Дмитриев вообще называет ее функцией конфликта (предупреждение
и ослабление межличностного конфликта) и утверждает, что уместная шутка — возможность «выпустить пар», разрядить напряженность, созданную социальными нормами
М.И. Станкин называет эту функцию успокаивающей, но, говоря о ней, он имеет в виду не только разрядку сложной ситуации, смягчение напряжения, но и установление добрых отношений между людьми , т.е. включает коммуникативную функцию. В данной работе мы разводим эти две функции. Рассматриваемую функцию также можно назвать и функцией очищения. В. Окороков считает, что гуманистическое начало смеха состоит в очищении человека от нормирующего воздействия традиции и создает условия для раскрепощения личности
4. Юмор является поставщиком не только некой разрядки, но и в какомто смысле надежды, спасения, утешения. Если мы узнаем плохие новости, но нам преподносят их с юмором, создается впечатление, что из данной ситуации всетаки можно найти выход. По словам автора книги «Сталиниада», смех спасал людей, помогая им преодолеть страх перед непредсказуемостью и неумолимостью бытия в сталинскую эпоху
Тур Хейердал считал, что «хорошая
шутка часто бывает так же полезна, как спасательный пояс»
По Канту, про
видение дало людям для утешения в их скорбях три вещи: надежду, сон и смех
. Макс Истмен назвал юмор самым искусным и изысканным устройством, при помощи которого наши нервы обманывают боль и незначительные горести жизни
Александр Вампилов назвал смех убежищем, в которое умные люди прячутся от мрачности и грязи
Здесь также можно говорить и о наличии защитной функ
ции смеха. Так, Л. Панкова отмечает: согласно концепции А. Гелена, человек выступает «биологически недостаточным» существом, поскольку он лишается возможности вести естественное существование, свойственное представителям животного мира. Культура и общество восполняют эту недостаточность, а пережить эту травму перехода в мир культуры помогает смех, поскольку он отменяет,
«снимает» его противоречивость, восстанавливая изначальную гармонию и целостность. «Смех в человеческом обществе становится механизмом защиты от несовершенства окружающего мира, там, где серьезное отношение к его парадоксам равносильно гибели»
М. Чойси считает смех защитной реакцией против страха запрета: человек при помощи смеха преодолевает страх перед отцом, матерью, властями, сексуальностью, агрессией
А.К. Байбурин и А.Л. Топорков отмечают, что всему смешному, неприличному приписывалось символическое значение оберега от враждебных, демонических сил; смех служил оберегом от нечистой силы и злых людей
М.Т. Рюмина подчеркивает здесь оборонительную силу смеха, говоря о том, что он был своего рода оружием, направленным против врага
Лина Ярош, говоря о такой известной в истории человечества реакции на факт смерти, как смех, отмечает: такая реакция встречалась в периоды военных действий, когда ненависть к врагу порождала фамильярность, граничащую с глумлением, относительно останков убитых людей. Смех в подобных условиях, по ее мнению, мог выступать или защитой от потрясений, или проявлением мироотношения, граничащего с потерей всяких представлений о человечности, при этом человек ощущал себя свободным от всяких запретов, навязанных обычаями и воспитанием. Здесь, вероятнее, автор говорит о релаксационной функции, далее называя смех своеобразным укрытием, где человек как бы оказывается хозяином
своей судьбы: «смех оказывается средой ограниченного и временного совершенства, где на краткое мгновенье возникает переживание освобождения от напряженных состояний»
5. Важной является аксиологическая функция смеха. В смехе присутствует та или иная, положительная или отрицательная, оценка объекта смеха с точки зрения различных ценностей — моральнонравственных, этических, социальных, идеологических и др. М.В. Мусийчук в своих исследованиях уделяет большое внимание этой функции, которая, согласно ее концепции, выражается в утверждении или отрицании универсальных ценностей, на индивидуальном, межличностном и социальном уровнях
6. Критическая функция или функция социальной коррекции; иногда ее
также называют санкционирующей. Цицерон, выделяющий «остроумные» и «неостроумные» виды смеха, говорил о том, что остроумие предрасполагает зрителя или слушателя в пользу выступающего и критикует противника
Комическое выставляет на общее обозрение несовершенства мира и призывает к его изменению. Бергсон считает, что смех — это исправление; способный унижать, он должен всегда производить на того, кто является его предметом, тяжелое впечатление , он направлен на исправление и совершенствование общества, смех
«сообщает гибкость всему тому, что может остаться от механической косности на поверхности социального тела»
По Белинскому, цель смеха — исправление и улучшение общества. В комическом произведении «жизнь для того показывается нам такою, как она есть, чтобы навести нас на ясное созерцание жизни так, как она должна быть»
Луначарский также выделяет корректирующую функцию: он пишет, что смех представля
ет собой серьезное орудие социальной самодисциплины известного класса или давления известного класса на другие классы
Б. Дземидок говорит о том, что насмешка и шутка являются санкцией, принуждающей соблюдать обычаи и общепринятые нормы, а также своего рода репрессией против индивида, совершившего антиобщественный поступок
Гегель видит в смехе разоблачение иллюзий, «нечто в себе ничтожное»:
«… В отношении смеха мы знаем, что он вызывается противоречием, непосредственно обнаруживающимся вследствие того, что нечто сразу превращается в свою противоположность, следственно, в непосредственно само себя уничтожающее»
О разрушительной роли смеха говорил и Маркс: комическое вскрывает социальные противоречия и наглядно показывает общественному сознанию нежизнеспособность идеалов
По мнению М.Т. Рюминой, смех всегда связан с чемлибо саморазрушающимся, смех выступает средством низведения с пьедестала
В качестве одного из примеров действия этой функции она приводит пародию — ведь, по ее мнению, постоянное пародирование приводит к тому, что пародируемое лишается своей силы, авторитета в обществе и, в конце концов, исчезает279.
Еще Ницше утверждал: убивают не гневом, а смехом
Смех — это свобода, но свобода через уничтожение: «…Кто хочет окончательно убить, тот смеется»
А.В. Луначарский писал: «Смех, когда он носит характер презрения, делается стальным оружием, разящим чрезвычайно глубоко, нано
сящим неизлечимые раны»
М.И. Станкин называет смех особым оружием: «это не пуля, которая часто летит без адреса, а штык, который точно выбирает и по
ражает цель»
7. Другой важнейшей функцией юмора является уравнивающая. Смех не признает никаких иерархий: он или совсем исчезает под давлением властной серьезности, или пытается снять видимость величия, нивелируя его до уровня обыденности. «Если низшим позволить смеяться при высших или если они не смогут удержаться от смеха, тогда прощай чинопочитание»
М.М. Бахтин уделяет этой функции большое внимание в своей работе «Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса»: «…карнавал торжествовал как бы временное освобождение от господствующей правды и су ществующего строя, временную отмену всех иерархических отношений, привилегий, норм и запретов»
Об уравнивающей роли юмора пишет и В.В. Разуваев. Юмор, по его мнению, великий уравнитель, который либо в оплощает мечту о равенстве, либо служит компенсацией за отсрочку ее вы полнения; при разрядке все разделяющее отбрасывается, и все чувствуют себя равными
Таким образом, юмор разрушает иерархические социальные структуры и барьеры между людьми, нивелирует статусные различия. А.В. Дмитриев, называя эту функцию несколько иначе — нивелирующей, заключающейся «в просачивании культурных образцов «сверху вниз», а также
«снизу вверх», выделяет также и противоположную ей, демаркационную функцию: «в вертикальной структуре четко выражаются статусные различия с особенностями сознания и поведения»
Демаркационная функция, по нашему мнению, входит в функцию дифференциации, о которой речь будет идти
ниже. А.Г. Козинцев также считает, что способность смеяться, как и способность говорить, уравнивает всех людей288. «Смех, как смерть, справедливо считается величайшим уравнителем»
8. Также юмор выполняет функции идентификации, дифференциации, разъяснения, принуждения и интеграции. А.В. Дмитриев выделяет функции идентификации и дифференциации — юмор служит своеобразным показателем границ социальной группы: специфический профессиональный, национальный или какойлибо другой юмор — один из важнейших признаков, при помощи которого члены группы распознают своего и отделяют от себя чужого
Юмор позволяет нам идентифицировать себя с человеком, который шутит. Как отмечает А.Г. Козинцев, самое замечательное качество смеха — его несравненная способность объединять людей, при этом смех сплачивает не только смеющихся, но и тех, кто его изучает, независимо от того, соглашаются они друг с другом или нет
Но профессиональный, этнический и другие виды юмора не только объединяют людей, связанных общими интересами, но и служат средством разграничения групп. При этом названные функции не противоречат друг другу: «отграничение данной группы от других подчеркивает ее специфику, способствует более четкой самоидентификации ее членов, а, следовательно, их сплочению»
Некоторые исследователи говорят здесь о действии «парольной» функции юмора. Так, например, А.А. Проскурина, говоря, что юмор может использоваться как для привлечения в группу новых участников, сплочения группы в целом, так и для недопущения в группу «чужих», для сплочения посвященных, «своих», отмечает как раз то, что юмор позволяет устанавливать границу между «своими» и «чужи
ми», сплотить группу «своих» и не допустить «чужих» к полноценному участию в дискурсе, что и составляет его парольную функцию. Она осуществляется за счет обращения участников юмористического дискурса к общим ценностям
Юмор помогает преобразовать взгляды в запоминающиеся фразы или короткие анекдоты. Юмор способствует соблюдению существующих норм, посредством тонкой критики отклонений от них, высмеивая то, что вам не нравится. При этом вы выражаете свою точку зрения, избегая грубости и огульного отрицания. Действие интегративной функции можно обозначить следующим образом: наличие чувства юмора и умение смеяться со всеми, тем более над своими ошибками, является одним из важнейших условий вхождения в большинство социальных групп. При этом смех выступает как некий индикатор взаимопонимания между членами общества. А.А. Сычев называет юмор средством консолидации и самоидентификации социальных групп — наций (национальный юмор), профессио
нальных коллективов (профессиональный юмор) и т.д.
Все эти функции можно
объединить под одним названием, над ними как бы стоит социализирующая функция (иногда ее называют коммуникативной). Смех объединяет людей и оказывает уравнивающее воздействие. Образно говоря, смех само общество делает более общественным. Улыбка и смех являются специфическим подтверждением гостеприимности и отзывчивости по отношению к другим членам общества. Смеяться — это значит сказать «да», это значит сказать «хорошо», «я согласен», «я рад вас видеть»… Улыбка — «это тропа, на которой сближаются двое, а не смеяться — значит просто отказаться от встречи» (перевод предложен автором)
По А.А. Сычеву, смех и улыбка выступают простейшими формами ко ммуникации, и, следовательно, первичная функция смеха — передача информации о комфорте, отсутствии боли и неудобств
Юмор обеспечивает определенную гибкость в трактовке общественных норм и законов. Смех также вызывает чувст
во дружеского отношения, единства: мы чувствуем себя близкими с теми людьми, которых веселят шутки, кажущиеся нам смешными297. Дмитриев отмечает, что смех всегда вызывает на общение, помогает наладить контакт, разрядить обстановку, воодушевить собеседников298. А.А. Проскурина также говорит о социализирующей функции юмора, которая осуществляется через обращение к общим ценностям: «юмор может сознательно использоваться как способ социализации, как один из приемов вежливости, то есть стратегия сведения к минимуму угрозы своей положительной репутации (positive face), способ сократить социальную дистанцию»
9. «Одобрительная» функция. Смех как одобрение — признак того, что человеку это знакомо, что он идет в ногу со временем, что он того же уровня, никак не ниже. В данном случае смех создает ощущение некоего превосходства, самоутверждения. Например, бывают случаи дружного смеха аудитории, когда, казалось бы, в некоторых фразах и нет ничего смешного, но они содержат знакомые людям неологизмы, используемые при обозначении современных реалий, например: ставить like, twitter и т.д.
10. Целительная функция (оздоровительная). Общеизвестно мнение о том, что смех является лекарством, которое снижает артериальное давление, нормализует работу сердца, ослабляет нервное напряжение, способствует глубокому дыханию, укрепляет иммунную систему. Смеющийся человек менее восприимчив к боли. Смех, как лечебный массаж, стимулирует все органы человеческого тела.
«Принято считать, что одна минута смеха так же снимает психическое напряжение, как и 45 минут физических упражнений»
Все это особенно важно, когда люди попадают в критическую ситуацию. Шутка, смех помогает погасить серьезный конфликт, выйти из стрессовой ситуации, демонстрировать самообладание
даже в тех случаях, когда страх может парализовать волю и сознание человека. Юмор отвлекает людей от насущных проблем и тягостей жизни. Известна фраза Т. Сиденхема, врача XVII в.: «Прибытие паяца в город значит для здоровья жителей гораздо больше, чем десяток мулов, нагруженных лекарствами»
11. Встречается и выделение гедонистической функции смеха, где смех рассматривается как некое зрелище, развлечение, удовольствие.
Функции юмора можно перечислять бесконечно, но некоторым авторам удается их уместить в одно предложение. Так, Т.В. Иванова, говоря о том, зачем человеку нужен смех, перечисляет функции юмора следующим образом:
«Юмор может быть: оружием, средством нападения (насмешка); средством установления контакта и передачи информации (шутка, юмореска, фельетон); воспитателем, стремящимся донести до воспринимающего субъекта „вечные истины“, нравственные нормы (пословицы, поговорки); своеобразным щитом, за которым можно скрыть свое отношение, мнение, состояние в случаях , когда это необходимо (анекдот, каламбур)»
Интересно представлены перечисленные выше функции у исследо
вателя психологии юмора Рода Мартина. Он говорит о психологических функ
циях юмора, в число которых включает:
1. Когнитивные и социальные выгоды положительной эмоции радости.
2. Использование юмора для социальной коммуникации и влияния.
3. Снятие напряжения и совладание с неприятностями
Таким образом, судя по количеству и многообразию функций юмора, мы видим, каково его значение и как много места он занимает в нашей жизни. Выступая, в некотором роде, формой познания, способом интерпретации явлений жизни, способом социализации, способом исправления и совершенствования об
щества, способом снятия напряжения, оценкой окружающих явлений, одобрением, развлечением; объединяя людей и оказывая уравнивающее и оздоровительное воздействие на организм человека, юмор является неотъемлемым компонентом жизни отдельного человека и важным условием функционирования общества в целом.
Этот небольшой рекламный блок позволит вам узнать о других книгах и не только:
эти и другие наши спонсоры помогают многим сайтам развиваться и существовать. Из представленной информации вы, возможно, тоже почерпнёте для себя что-то полезной и интересное Реклама не только двигатель торговли, она тоже своего рода источник информации! И за примерами далеко ходить не надо