Понятие юмора

Проанализировав множество определений юмора, юмор предстает перед нами как особый вид комического; отношение сознания к объекту, к отдельным явлениям и к миру в целом, сочетающее внешне комическую трактовку с внутренней серьезностью. К этому определению необходимо добавить две другие выделенные выше черты юмора (помимо упомянутого здесь соединения серьезного и смешного) и немного упростить его, с целью обобщения большинства трактовок и облегчения его обыденного филистерского восприятия: юмор — это вид комического, который, соединяя серьезное и смешное, подчеркивает некоторого рода несовершенства отражаемого явления, но в то же время характеризуется добродушным отношением к нему. Но здесь необходимо отметить, что полученное определение юмора характеризует его в слишком узком смысле, с позиций эстетического восприятия и не укладывается в рамки социальнофилософского исследования. И, соответственно, построенная в результате разграничения система понятий, выражает, в большей степени, эсте тическую сущность юмора и подходит больше для эстетических исследований.

Но, как известно, юмор употребляется не только в этом узком смысле: существует множество трактовок понятия юмора, характеризующих его двойственность. Так, например, О.С. Редкозубова приводит два значения понятия «юмор»: в узком смысле юмор обозначает один из видов комического, который, как правило, характеризуется сочувственным отношением к объекту насмешки; в широком значении под юмором понимают способность человека или социальной группы воспринимать комическое во всем его разнообразии

Б. Дземидок также говорит об употреблении этого понятия в широком и узком значении: «В широком значении — тогда, когда оно рассматривается на правах синонима со словом „комическое“, и все формы комического творчества определяются как „юмор“ или „юмористика“»106. Что касается «юмора» в узком смысле, Б. Дземидок имеет в виду его употребление в значении одной из форм комического. Слово «юмор» у него ассоциируется со своеобразной эстетической позицией, а также с формой творчества, которую можно было бы назвать «юмористической» и которая представляет собой выражение этой позиции107. Именно на этом пути «юмор» в форме терпимости и миролюбия противопоставляется бескомпромиссной, обличительной сатире. По его мнению, «юмористическая позиция неактивна и неагрессивна. Юмор рассматривает несовершенство жизни и человеческие слабости как нечто такое, с чем приходится мириться, что заслуживает снисхождения»

А.А. Сычев придерживается подобного мнения: в узком смысле, юмор — один из видов комического, который обычно характеризуется сочувственным отношением к объекту насмешки. В широком значении под юмором понимают способность человека или социальной группы воспринимать комическое во всем его многообразии

И.В. Попченко также говорит о двойном толковании юмора: «с одной сто роны, он выражает беззлобное шутливое отношение автора к предмету высказывания и в этом смысле предстает как разновидность комического; с другой стороны, понятие „юмор“ в силу традиционного употребления может выступать как синоним самого понятия „комическое“»

Некоторые исследователи вообще рассматривают юмор только в широком значении, как нечто относящееся ко всем проявлениям, которые воспринимаются как забавные и обычно вызывающие смех, а также к психическим процессам, участвующим в генерации, восприятии и в эмоциональной реакции, связанной с получением удовольствия

А.В. Дмитриев, отмечая, что юмор выступает в качестве родового понятия по отношению сатире, иронии, шутке, пародии и т.п., говорит о юморе как о субъективном качестве восприятий явлений жизни

Вслед за большинством исследователей, мы также рассматриваем юмор в широком и узком значении. Определение юмора в узком смысле, предложенное нами выше, как уже отмечалось, описывает данное явление с позиций эстетического восприятия и не является актуальным в рамках социальнофилософского изучения. Следовательно, в работе мы будем иметь дело с юмором в широком смысле, под которым, вслед за А.А. Сычевым, О.С. Редкозубовой и др., будем понимать способность человека или социальной группы воспринимать комическое во всем его многообразии. Определение же чувства юмора часто практически совпадает с данным определением юмора, но, следует отметить, что чувство юмора является понятием психологии и больше считается неким важным свойством характера человека. Так, описывая и характеризуя какоголибо человека, мы привыкли говорить, что он обладает хорошим чувством юмора или, наоборот, — плохим чувством юмора. Не исключены и случаи, когда некоторых людей называют лишенными чувства юмора, но действительно ли это так? Современный исследователь юмора Виктор Раскин говорит о чувстве юмора больше как о количественной характеристике, нежели качественной: все люди обладают чувством юмора, но в разной степени, у всех оно развито поразному, одни находят какието ситуации и вещи смешными, другие — нет, но для них смешным кажется дру гое

Комическое и юмор часто употребляются как синонимы, но термин «смех» все же оставили, руководствуясь, возможно, тем, что смех — это не только эстетическое явление, но и физиологическое. Такого использования понятия «юмор» придерживается и Виктор Раскин, который, говоря о терминологической путанице и о том, что ученые не пришли к согласию в использовании данных терминов, и, таким образом, «юмор» у одного из них может означать «смех» у другого, отмечает, что в своей работе он использует «юмор» в «наименее узком» значении, как синоним к понятию «смешное»

А.А. Сычев, хотя и не отождествляет эти понятия в своей работе, отмечает, что в современных исследованиях «все больше внимания уделяется не смеху как целостному явлению, а таким его разнопорядковым формам, как юмор, ирония, сатира, остроумие, гротеск, ка рикатура и пр.» , синонимично употребляя смех и комическое в данном случае, говоря о юморе как о форме смеха. ДианаЕлена Попа, рассматривая теории юмора, утверждает, что то, что мы называем сегодня теориями юмора, в прошлом, на самом деле, было теориями смеха, и Платона мы называем сейчас первым теоретиком юмора, в то время как, в действительности, его достижением была теория смеха , и приходит к выводу о том, что теории юмора эквивалентны теориям смеха, и, таким образом, использует юмор и смех как синонимы. Ввиду вышесказанного, в нашей работе в оговоренных случаях мы также не можем избежать использования этих понятий в качестве синонимов.


Этот небольшой рекламный блок позволит вам узнать о других книгах и не только:   Тут: https://novostif.ru/ | Интересное здесь: https://mynovosti24.ru/ эти и другие наши спонсоры помогают многим сайтам развиваться и существовать. стекс Из представленной информации вы, возможно, тоже почерпнёте для себя что-то полезной и интересное Реклама не только двигатель торговли, она тоже своего рода источник информации! И за примерами далеко ходить не надо  

Download:

Красивые штаны. Рассказы и фельетоны (сборник)

Валентин Петрович Катаев


В двадцатые годы прошлого века замечательный русский советский писатель В.Катаев работал в различных периодических изданиях в качестве ...


Растратчики

Валентин Петрович Катаев


Москва, 20-е годы прошлого века. Герои этой сатирической повести – сотрудники последнего учреждения в столице, где еще не была обнаружена ...


Либидо рулит, или Женская сексуальность и мировой финансовый кризис

Миша Певзнер


В своей новой книге израильский литератор и политолог Миша Певзнер в увлекательной, парадоксальной, в чем-то эпатажной форме говорит о ...


Байки старого химика

О. Палёк


Автор «баек» с детства увлекался химией и особенно ее пиротехнической частью. За это время накопилось множество веселых и не очень историй, ...


Дневник Домового. Рассказы с чердака

Евгений ЧеширКо


Продолжение знаменитого «Дневника Домового», что затронул сердца более 2 000 000 читателей Рунета. Помимо полюбившегося всем грубоватого, но ...


Правило муравчика. Сказка про бога, котов и собак

Александр Архангельский


Эта книга известного писателя и тележурналиста Александра Архангельского особенная: с одной стороны, это сказка про храбрых котов, которые ...